16 марта в Верховной Раде Украины должно состоятся окончательное голосование по проекту конституционной реформы. В этот день должен завершиться полуторагодичный конституционный марафон, в ходе которого в результате многочисленных баталий (в прямом и переносном смысле) проект реформы приобрёл свой нынешний вид. Вероятность положительного решения конституционного вопроса очень высока, если не 16 марта, то в любой другой предназначенный для голосования день весенней сессии парламента.
Проект реформы поддерживают все политики общеукраинского масштаба, облачённые сколь либо серьёзной властью, начиная с премьер-министра Виктора Януковича, и заканчивая спикером парламента Владимиром Литвиным. Поддерживает реформу и президент страны Леонид Кучма. Даже более того, за изменение Конституции выступают некоторые оппозиционные политики, в частности, руководитель Социалистической партии Украины (СПУ) Александр Мороз.
Нельзя сказать, что абсолютно все политические силы довольны планируемыми изменениями Основного закона. В частности, руководитель партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко обещает организовать "акции гражданского неповиновения" в день голосования, и даже призвала на помощь своих соратников по оппозиции из СПУ и "Нашей Украины". Однако Александр Мороз намекнул Юлии Тимошенко, что протестовать против изменения Конституции политически не целесообразно, а "Наша Украина" пока не проявляет признаков моральной готовности к совершению радикальных действий. Вместо этого депутаты самой многочисленной фракции 27 февраля представили свой проект реформы, предложив депутатам начать весь конституционный процесс с нуля.
В результате, оппозиционеры пока ограничились объявлением о проведении вполне мирной акции протеста против "нарушений свободы слова" в стране, назначенной на 9-е марта. Правда, "мирные акции" оппозиции бывают иногда весьма шумными и порой заканчиваются потасовками, что можно было уже неоднократно наблюдать в процессе обсуждения проекта реформы.
Тем не менее, существуют весьма серьёзные внутри- и внешнеполитические силы, заинтересованные в реализации "грузинского сценария" на Украине. Возможность, и даже необходимость "устроить Грузию" уже давно обсуждается многими западными СМИ, издающимися как внутри страны, так и вовне. В частности, 12 февраля 2004 года The Wall Street Journal Europe писала: "После бескровной декабрьской "бархатной революции" в Грузии можно надеяться, что теперь наступил черед "каштанового варианта" в Киеве (в покрытой листвой украинской столице они расцветают каждую весну). Украина имеет замечательный шанс повторить грузинский успех народной демократии, но при условии, что Запад и демократическая украинская оппозиция правильно разыгрывают свои карты".
Украинские политики не склонны недооценивать опасность подобного развития ситуации. Так, по мнению народного депутата Украины Леонида Грача "рецепты, которые были применены к розовой революции в Тбилиси, и примеряются сейчас к так называемой "каштановой" революции, которая, не дай Бог, состоится в Украине, имеют один и тот же центр. Он находится в Вашингтоне, а его филиал – в Лондоне". Об этом он заявил 3-го марта в интервью Первому Национальному телеканалу.
В интересное время мы живём, и революции сейчас уже не те, что были лет сто назад. Если 16 марта "каштановая революция" всё же состоится, то это будет самая странная революция за всю историю человечества. Ну действительно, когда ещё такое было: за полгода до смены власти совершенно открыто создаётся "проект революции", который принимается за основу и выносится на всенародное обсуждение. В полном соответствии с демократическими принципами, разные политические силы вносят свои предложения и замечания по вынесенному проекту и вариантам его реализации. Затем к обсуждению подключается "международное сообщество", которое даёт своё "добро" на свержение "антинародного режима", после чего проект возвращается на территорию страны и окончательно утверждается оппозицией. И вот, за две недели до часа "Х" по всем телеканалам и в прессе даётся объявление: 16 марта в 12 часов дня по киевскому времени будет совершена революция! В назначенный день и час собирается толпа, которая идёт и свергает власть.
Другой обсуждаемой в украинском информационном пространстве темой стало неожиданное появление в четверг в Киеве Ивана Рыбкина. Кандидат в президенты России в последнее время явно неравнодушен к украинской столице, или к людям, здесь живущим: то он приехал в Киев в феврале, чтобы устроить себе "несколько дней личной жизни", то решил заехать на Украину по пути из Лондона в Москву. Но в любом случае, нечто заставляет Ивана Петровича снова и снова возвращаться в этот замечательный город.
По мнению многих наблюдателей, этим "нечто" являются вовсе не красоты днепровских холмов, а необходимость общения с представителями проамериканской оппозиции на Украине. Во всяком случае, сам Рыбкин на пресс-конференции в Киеве выразил благодарность одному из оппозиционеров, киевскому бизнесмену Игорю Керезю, за тёплый приём, оказанный ему в феврале. А 2-го марта в российской газете "МК" были опубликованы результаты журналистского расследования, в котором, в частности, приведена распечатка телефонных переговоров между Борисом Березовским и соратником Керезя по парламентской фракции "Наша Украина" Давидом Жвания. Из приведённых материалов следует, что Жвания и Березовский обсуждают какой-то "главный вопрос". Что это за "главный вопрос", так и остаётся непонятным, но зато становится очевидной связь между лондонским сидельцем и оппозицией на Украине. Сам Жвания подтвердил в четверг, что встречался в феврале с Рыбкиным.
Таким образом, если сопоставить "голые" факты, то получится довольно любопытный "коктейль": политреформа; оппозиция; Рыбкин; Березовский; угроза грузинского варианта; "революционные" публикации западных СМИ; акции, планируемые оппозицией.
Какое действие произведёт этот "коктейль" на организм государства Украина, и как собирается поступить власть, мы узнаем уже в самое ближайшее время. Будем надеяться на лучшее.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.