Президент Грузии Михаил Саакашвили, судя по его словам, доволен приемом, оказанном ему в Москве. Информационные агентства цитируют слова грузинского президента, сказанные перед началом переговоров с Владимиром Путиным: «С утра мы молились в грузинской церкви за благополучный исход теперешней нашей встречи. И я хочу сказать, что те грузины, которые живут в России, они очень благодарны, очень благодарны за то гостеприимство и теплоту, которые российский народ постоянно им оказывает. Я приехал к вам, прямо скажу, для того, чтобы с вами подружиться и очень на это надеюсь, Россия – великая держава, мы, естественно, маленькая страна, но у нас свои интересы, своя гордость, своя история. И эта история связана с Великой Россией, мы все это прекрасно понимаем».
Российский президент, в свою очередь, заявил, что «мы испытываем к Грузии и грузинам особые чувства. Мы всегда идем навстречу Грузии, практически по любому вопросу». Далее Владимир Путин уточнил: «Это касается и реструктуризации задолженности, и поставок энергоносителей», обозначив тем самым одну из проблем в двусторонних отношениях.
Другая проблема, которая неизбежно будет обсуждаться в ходе переговоров – российские военные базы, расположенные на территории Грузии. Михаил Саакашвили в интервью «Известиям» заявил, что «военные базы имеют не такое большое военное значение для России. Тут больше эмоций и политики. С учетом потепления климата в наших отношениях вопрос баз перейдет в разряд второстепенных и его можно будет решить безболезненно, одновременно сохранив интересы безопасности обеих сторон, в том числе, и российское присутствие на Кавказе, в частности в Грузии».
Впрочем, практически все эксперты сходятся во мнении, что от визита Саакашвили не стоит ожидать чего-то сверхъестественного. Одно дело, рассыпаться в любезностях и говорить о «гостеприимстве российского народа» (даром что ли нынешний президент в свое время учился в институте международных отношений в Киеве?) и совсем другое – реальное решение проблем, которых в отношениях между Россией и Грузией накопилось более чем достаточно.
Например, трудно поверить в то, что в ходе нынешних переговоров будет достигнута какая-то определенность в отношении будущего военных баз. До сих пор стороны никак не могли сойтись во мнении относительно сроков вывода российских войск из Грузии – если в Тбилиси предпочитают говорить о трех годах, то в Москве – о 9-ти, а то и 11-ти. Правда, некоторое время назад о готовности финансировать вывод баз заявили американцы. Цифры назывались разные – от 350 до 500 млн. долларов. Но пока это только слова и не более того.
Кроме того, грузинский президент неоднократно довольно жестко высказывался в том духе, что он не собирается мириться с фактической независимостью Абхазии и Южной Осетии. Перед визитом Саакашвили в Москву грузинские спецслужбы обнародовали сенсационную информацию – якобы они задержали некоего Айдаболова по кличке Балкарец, который накануне взрыва в московском метро предупреждал российское посольство в Грузии о готовящемся теракте. По словам и.о. министра госбезопасности Грузии Валерия Хабурдзания, Айдаболов был завербован абхазскими спецслужбами, получил задание проникнуть в Панкисское ущелье, наладить контакты с беженцами из Чечни, собрать о них побольше сведений, а потом «слить» эту информацию в посольство России в Грузии о якобы готовящихся этими людьми терактах в Москве и Ставропольском крае.
Может быть, так оно и было. Но поверить в профессионализм грузинских спецслужб очень непросто, особенно после недавнего визита в Тбилиси "Платона Еленина", объявленного российской Генпрокуратурой в международный розыск.
Пока рано говорить о том, как в дальнейшем сложатся российско-грузинские отношения. Саакашвили как-то назвал предыдущего президента – Эдуарда Шеварднадзе – «недоговороспособным». Может быть, нынешний глава государства в этом смысле отличается от прежнего в лучшую сторону…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.