В субботу во Франции состоялись демонстрации мусульман, протестующих против запрета на ношение в школах традиционных платков — хиджабов. В конце прошлого года президент Франции Жак Ширак объявил, что ношение "демонстративных" религиозных атрибутов в государственных школах будет запрещено в законодательном порядке. По словам президента, мера направлена на защиту светского характера французского общества.
Председатель Мусульманской партии Франции Мохаммед Лятреш, призывая своих сторонников выйти на демонстрации, заявил:"Мы призываем сказать "нет" антиисламскому закону, "нет" запрету на ношение хиджабов".
Подобная манифестация уже имела место в декабре прошлого года. Ее участники обвинили власти в "преследовании ислама". Демонстранты требовали признания хиджаба в качестве "символа свободы совести".
Стоит заметить, что запрет на ношение "религиозных атрибутов" распространяется и на другие конфессии. Однако реакция мусульманской общины была наиболее болезненной.
Запрет на ношение хиджаба — это только внешняя сторона противостояния мусульманской общины и французских властей. Суть проблемы заключается в том, что не только во Франции, но и во многих других западноевропейских странах остро стоит вопрос о роли и месте мусульман в обществе. Хотя для Франции эта проблема наиболее актуальна, поскольку мусульмане составляют более 10% ее 60-миллионного населения.
Противоречия между мусульманскими общинами и другими жителями западноевропейских стран накапливались не одно десятилетие. Власти (во Франции, Германии, Великобритании) первоначально старались не слишком вмешиваться в дела мусульман. Чтобы во-первых, не быть обвиненными в попытках покуситься в свободу вероисповедания, а во-вторых, мусульмане не проявляли особой активности на политическом поприще.
Однако за последнее десятилетие многое изменилось. Резкое увеличение численности мусульманского населения в западноевропейских странах (в первую очередь за счет высокой рождаемости и эмиграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки) неизбежно должен был подстегнуть политические амбиции лидеров общин. Ко всему прочему, после терактов 11 сентября во многих европейских странах к мусульманам стали относиться с подозрением. Это, конечно, не афишируется, но постоянные сообщения о готовящихся "Аль-Каедой" терактах в Европе или разгроме очередной террористической ячейки, члены которой исповедовали ислам, явно не способствуют росту взаимопонимания между мусульманами и властями.
Эта проблема накладывается на другую, ставшую уже традиционной — уровень жизни среди мусульман (в первую очередь — эмигрантов) во многих странах значительно ниже, чем среди европейцев, что с одной стороны, приводит к росту преступности, а с другой — распространению радикальных настроений среди мусульманской молодежи, среди которой весьма популярен тезис о том, что "мусульмане и ислам — это будущее Европы".
Власти европейских стран пытаются найти решение проблемы взаимодействия (а главное — взаимопонимания) с мусульманами. В той же Франции по инициативе министра внутренних дел Николя Саркози в прошлом году был создан Совет представителей французских мусульман. По замыслу французских властей, Совет призван способствовать распространению среди мусульман идей "умеренного ислама".
Замысел властей ясен — "сначала француз, потом мусульманин". Вопрос только в том, готовы ли к этому сами мусульмане... На выборах в Совет в мае прошлого года 40% мест получили радикалы, открыто заявляющие, что их конституция — Коран и ставящие законы шариата выше светского законодательства.
Многие жители Франции даже не пытаются скрыть раздражения против мусульман. По их мнению, приверженцы ислама приезжают в страну, дабы получать государственное пособие, бесплатные государственные квартиры, бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание, одновременно не признавая местного законодательства. Причем под этим мнением открыто подписались бы и жители других европейских стран, где проживает много мусульман. Рост ксенофобских настроений поразил практически все западноевропейские страны. Даже в весьма толерантных Нидерландах на выборах в парламент очень успешно выступили местные националисты. Что уж тут говорить о Ле Пене или Йорге Хайдере...
Крайне правые не стесняются открыто говорить о том, что мусульман надо ограничить в правах, а незаконных эмигрантов просто депортировать без лишних проволочек. Понятно, что такой способ "решения" проблемы ни к чему хорошему не приведет, а только будет способствовать еще большему распространению радикальных настроений среди приверженцев ислама. Причем даже среди тех, кто вполне лоялен принципам европейского общества. Тогда и терактов, которых так все боятся, не придется долго ждать...
Именно этого власти опасаются больше всего. Страх перед распространением радикальных идей среди мусульман позволяет сторонникам крайне правых говорить о том, что проблема вообще никак не решается. А с другой стороны, попытка французских властей запретить ношение "религиозных атрибутов" немедленно попала под огонь критики не только лидеров мусульманской общины, но и правозащитников, и оппозиции, заявивших об очередной "дискриминации" мусульман. Получается замкнутый круг — и так плохо, и эдак нехорошо... А как сделать так, чтобы из него вырваться, еще никто не придумал.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.