Проблема Тузлы: а он взял Кремль голыми руками…

Калининградский ученый может решить проблему по Тузле, - так считают в Москве. Ученый этот – Вадим Леонидович Болдырев, который еще сорок лет тому назад написал диссертацию об особенностях берегов Керченского залива. Диссертация была написана на славу – со всеми мыслимыми исследованиями, начиная с аэрофотосъемки и кончая вибробурением дна. Ничего более нового и фундаментального с тех пор не создано.
Еще неделю назад Киев "выразил глубокую обеспокоенность" состоянием дел в Тузле, вылившуюся в пресс-релизе правительства Украины: мол, экология может жестоко пострадать из-за неосторожности российской стороны – залив и обезрыбеет, и зарастет водорослями. На взгляд Вадима Болдырева, глубоко обеспокоенная сторона сама себя высекла – украинские чиновники слишком поторопились, распорядившись прорыть земснарядом поперечный канал, чтобы пресечь российские поползновения. Тем самым была нарушена и так мизерная подпитка берега песком. Итог плачевен – безграмотное решение проблемы привело к тому, что 100 метров украинского берега было тут же смыто (в чем обвинили россиян!). Вадима Болдырева вызвали в Кремль, чтобы он помог найти выход из ситуации. На его взгляд, здесь можно убить одним выстрелом двух, а то и трех зайцев: построить на Тузле порт, во время строительства которого подавать полученный от дноуглубления грунт на мыс – там естественным образом его вынесет на промоину и укрепит берег. Второй "побочный эффект" – резкое оживление всей экономики Тамани, которая до сих пор пребывает в том положении, в котором ее описывал в "Герое нашего времени" Лермонтов. И третье – России не понадобится платить Украине за проход наших судов по южной части Керченского пролива. До сих пор строительство нового порта предполагалось в Новороссийске. Стройку лоббировала очень заинтересованная в новых подрядах организация "Новоросс - гидрострой". Но, по мнению Вадима Болдырева, такое решение обошлось бы стране слишком дорого: пришлось бы взрывать скалистый грунт Суджукской косы (что вызвало бы грандиозный протест экологов, в том числе и зарубежных), прокладывать тоннели и строить виадуки. То есть, такой порт стоил бы на порядок выше, чем порт на Тузле. Тем паче, штормовые норд-осты и так останавливают работу порта: ураганные ветры выбрасывают суда с внешнего рейда на берег (при двух-то якорях и с двигателем на полном ходу!), переворачивают вагоны. Защищенная гавань Тузлы и в этом смысле гораздо удобнее Новороссийского варианта. А при дноуглублении легкие грунты между Тузлой и Панагией дали бы так необходимые 40 – 50 млн. кубометров песка для перемычки. Решение это изящно и тем, что процесс восстановления нашего берега во всей красе прошел бы при полном содействии природных стихий: течения в этой части Керченского пролива расположены так, что сами бы устроили распределение песка в лучшем виде – украинской стороне не к чему было бы придраться. Простоту и изящество идеи Вадима Болдырева по достоинству оценили в Кремле. Почти неделю с калининградским ученым уважительно беседовали и в кабинете замминистра по экологии, и в администрации премьера. Новый раунд последует сразу после 7 декабря, после выборов в Госдуму. Пока что в Калининград из Кремля летят письма и факсы с новыми вопросами, на которые Вадим Леонидович едва успевает отвечать между хлопотами о берегозащите своих, балтийских, берегов и лекциями в КГТУ.

Елена Чиркова, “Маяк Балтики”, Калининград, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/world/20/92/370/11476_dam.html

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить