Полгода после войны

Шесть месяцев   назад американцы освободили жителей Ирака от Саддама Хусейна. А заодно и от подобия нормальной жизни
А пять месяцев назад, 1 мая, президент США Джордж Буш объявил на борту авианосца «Авраам Линкольн» о том, что активные боевые действия в Ираке закончились. Более полугода назад началась война.  Мира в Ираке как не было, так и нет.
Как бы того не хотелось Белому дому, но Соединенные Штаты не могут похвастаться особыми достижениями в Ираке. Эта проблема по-прежнему остается камнем на шее американской внешней политики. Эффект от свержения Саддама Хусейна более чем призрачен. Что бы ни говорили в Вашингтоне о том, что благодаря США и их союзникам иракцы избавились от кровавого тирана, пока результат войны заключается в очередном всплеске антиамериканских настроений по всему миру. Причем если раньше, говоря об антиамериканизме, в первую очередь подразумевали исламские государства, то теперь то же самое можно сказать и о европейских союзниках США.
Пока это настроения так называемой «улицы». Власти же предпочитают не идти на открытую конфронтацию с Вашингтоном. Все-таки военная мощь Соединенных Штатов, продемонстрированная в Ираке, произвела должное впечатление. Эта демонстрация стала хорошим подспорьем для политического и экономического влияния США. Хотя, собственно, никто и не сомневался в том, что возможности Вашингтона в этих сферах очень велики. Однако не безграничны, что и показала полемика по иракскому вопросу накануне войны.
Очевидно, что Вашингтон пренебрег мнением мирового сообщества.  Нынешняя администрация, не потрудившись придать хоть какую-то легитимность военной операции в Ираке, пошла по весьма рискованному пути. Конечно, в случае успеха политические дивиденды были огромными – скептики были бы посрамлены, а оспаривание гегемонии Соединенных Штатов стало бы уделом маргиналов, не играющих серьезной роли в международных делах. Проще говоря, «победителей не судят» и все тут…
И ведь нельзя сказать, что расчет был стопроцентно авантюрным. Вряд ли кто всерьез рассчитывал на то, что иракская армия способна оказать сколько-нибудь значительное сопротивление войскам коалиции. Упорные бои в Умм-Касре и Эн-Наджафе были неожиданностью не только для командования союзников, но и для критиков войны. Но боевого пыла иракской армии едва хватило на месяц. А дальше режим Саддама стал разрушаться так быстро, как того и ожидали в США.
События стали развиваться крайне благоприятно для администрации Джорджа Буша. Давно подмечено, что ничто так не способствует росту популярности правящего режима, как победоносная война. Рейтинг американского президента рос как на дрожжах, а те люди, что выходили на улицы городов с антивоенными лозунгами, выглядели чуть ли не идиотами. Официальная пропаганда сработала блестяще, прочно укоренив в сознании большинства американцев мысль о том, что война против Саддама – благое дело. В самом деле, как можно протестовать, ведь иракский режим – это воплощенное зло…
И вот здесь, в момент своего триумфа, Белый дом допустил ошибку, причем такую, что свела на нет все успехи. Точнее говоря, ошибка была допущена еще раньше, на этапе планирования войны. Американцы не учли масштабов того сопротивления, которое породит оккупация Ирака. Трудно предположить, что разведка и военные эксперты забыли об уроках Вьетнама или афганском опыте советской армии. Забыть не забыли, но явно его недооценили, решив, что во-первых, иракцы будут рады избавлению от Саддама, а во-вторых, иракская пустыня это не вьетнамские джунгли или афганские горы и в случае чего справиться с разрозненными группами партизан будет очень легко.
Первые сообщения о нападениях на солдат коалиции всерьез никто не воспринял, посчитав их вылазками недобитых приверженцев Саддама, которых осталось-то раз-два и обчелся. Однако по мере роста сопротивления перед оккупационной администрацией и Вашингтоном со всей остротой встал вопрос – что делать дальше? Тем более, что каждое сообщение о нападениях на американских солдат весьма негативно сказывается на шансах Джорджа Буша стать президентом во второй раз.
Если постоянно следить за сообщениями из Ирака, то несложно заметить такую вещь – нападают в основном на американских солдат. Также можно выделить и район, где атаки происходят чаще всего – это так называемый «суннитский треугольник» в центральном Ираке между городами Тикрит-Фалуджа-Баакуба. Выходцы из этого региона были опорой прежнего режима и больше всего потеряли после его свержения. Именно они и стали главной движущей силой сопротивления.
Что бы ни говорили в Пентагоне, но американская армия оказалась неготовой к таким масштабам сопротивления. А раз так, то не было предусмотрено и эффективных методов его нейтрализации. Командование коалиции взяло на вооружение те же методы, коими пользовалась российская армия в Чечне, а именно – так называемые «зачистки». Об эффективности этого способа подавления сопротивления можно спорить, а уж о его гуманности – и подавно… Но это самый простой метод. К тому же о «гуманности» хорошо рассуждать, сидя в офисах, а не тогда, когда каждую секунду ждешь выстрела из-за угла.
Конечно, оккупационные власти во главе с Полом Бремером пытаются в меру своих сил нормализовать обстановку в Ираке. Был создан Временный управляющий совет, в который вошли как  противники  Саддама Хусейна, так и те иракцы, которые занимали видные посты в прежнем руководстве страны. Не секрет, что еще до начала войны Вашингтон рассчитывал привлечь на свою сторону низшее и среднее звено партии «Баас». Эту идею пытаются реализовать и по сей день, однако ее успех вызывает большие сомнения. Большинству иракцев просто не понятно, почему они должны подчиняться людям, которые еще недавно были представителями Саддама. И от власти которых их вроде бы освободили...  А что касается так называемой оппозиции, то ее лидеры, вошедшие во временный совет, не пользовались (и не пользуются) никаким авторитетом среди иракцев. Трудно ожидать иного отношения к людям, пришедшим в обозе оккупантов…

Продолжение следует

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/world/20/91/368/10993_iraqi.html

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить