"Дело Гонгадзе" продолжает быть не столько уголовным делом, сколько фактором политической жизни на Украине. Впрочем, в расследовании тоже как будто бы есть новости. Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун заявил в интервью еженедельнику "2000", что "убийцы Гонгадзе известны пофамильно, и двое из них уже около 2 месяцев, как объявлены в розыск".
Заявил он это в ответ на информацию представителя еженедельника, сообщившего, что на связь с редакцией пытаются выйти двое возможных убийц Георгия Гонгадзе, которые таким образом рассчитывают обезопасить себя. "Их двое, — пишет "2000" (№36, 2003). — По их словам, находятся они в бегах, так как опасаются за свои жизни. Они устали от страха и недовольны ситуацией, в которую поставил их заказчик. И полагают, что огласка их имен, других подлинных сведений об убийстве и неизбежный шум вокруг этого помогут им остаться в живых".
Еженедельник сообщает также, что эту информацию передал в редакцию посредник — "бывший сотрудник одной из многочисленных структур Верховной Рады". Отвечая на вопрос о том, насколько эта информация может быть достоверной, генпрокурор и заявил о том, что знает фамилии убийц журналиста. Однако, если выхода на редакцию искали именно эти люди, на "шумовую завесу безопасности" им пока рассчитывать не приходится: генпрокурор отказался обнародовать их имена. При этом выяснилось, что фамилии подозреваемых скрывают не только от журналистов — по словам генпрокурора, проводится специальный розыск, которым занимается специальная следственно-оперативная группа.
Интересно, почему генпрокуратура опасается сообщить общественности имена тех, кого разыскивает в качестве убийц Гонгадзе? Ответа на этот вопрос нет. Впрочем, скрывающиеся убийцы могут рассчитывать на личную защиту генпрокурора. "Если они говорят правду — пусть приходят прямо ко мне. Я им гарантирую жизнь, охрану. Тайна следствия будет обеспечена. Им нужно объявиться, потому что если все действительно так, как вы говорите, то их жизнь в опасности", — сказал Святослав Пискун. Интересно, что будет, если убийцы, прочитав свежий номер "2000", действительно явятся в генпрокуратуру и сдадут заказчика преступления? Вот тут-то, вероятно, и начнется самое интересное — по крайней мере, можно будет сделать предположения, кто стоит за очередными информационными выбросами.
Судя по записям майора Мельниченко, заказчиком является президент Кучма. Генпрокурор, однако, мимоходом замечает, что, оказывается, "всему миру уже понятно, то пленки Мельниченко — скомпонованный материал". Это очень любопытное замечание, поскольку украинская генпрокуратура не имела возможности провести экспертизу оригиналов записей майора. Заместитель генерального прокурора Украины Виктор Шокин, выступая в эфире УТ-1, в частности, сказал, что в прошлом году генпрокуратура письменно обратилась к Мельниченко и поставила ему 92 вопроса, а также запросила оригиналы записей и технических устройств, с помощью которых записи были сделаны. Шокин сказал также, что Мельниченко не дал письменных показаний и отказался выдать запрошенные материалы. Но, раз у генпрокуратуры даже нет оригиналов записей, на основе каких исследований и экспертиз делаются заявления о том, что "пленки Мельниченко" (точнее, не "пленки", а цифровые записи — А.Л.) скомпонованы? Стоит вспомнить, что генпрокуратура и МВД уже не раз говорили о скором раскрытии "дела Гонгадзе".
Например, весной 2001 года министр внутренних дел (теперь уже бывший) Юрий Смирнов заявил, что убийство Георгия Гонгадзе раскрыто и что убийство было совершено из хулиганских побуждений, случайно, и "никакой политической подоплеки дело не имеет". Тогда тоже якобы были известны имена убийц, которые, впрочем, и сами уже были мертвы, но вот на их телах была будто бы найдена схема с указанием места захоронения тела Гонгадзе. Ю.Смирнов тогда также сообщил, что убийцы убийц задержаны и "сидят в соответствующих местах". Вскоре, выступая перед парламентариями, министр признал свое заявление "несколько преждевременным". А что же сталось с "убийцами убийц"? Тогда же парламентская фракция "Левый центр" поставила перед генпрокуратурой ряд вопросов, в частности: кто убил Георгия Гонгадзе? (теперь вот генпрокурор говорит, что знает кто). Где и каким способом он был убит? Кто отдал распоряжение сделать это? Почему обезглавленное тело привезли в лес рядом с Таращей? Почему отстранили от работы судмедэксперта Воротынцева, зачем у него дома и в рабочем кабинете делали обыски, почему изъяли материалы первичной судмедэкспертизы? Почему эти материалы скрывают от потерпевших? Кто еще при жизни Гонгадзе давал распоряжение следить за ним? Кто регулярно информировал Кучму о публикациях в "Украинской правде"? О каком спецподразделении говорили президент и бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко (разговор есть в "записях Мельниченко")? Почему затягивается возбуждение уголовного дела по факту прослушивания кабинета президента? И если пленки фальшивые, а таких разговоров не было, то по какой причине уволены с занимаемых должностей министр внутренних дел Юрий Кравченко, шеф СБУ Леонид Деркач и руководитель Государственной службы охраны Юрий Шепель? Наконец, "кто, когда и каким образом подменил материалы для экспертизы на ДНК, переданные немецким специалистам"? И т.д.
Отметим, что внятных ответов нет до сих пор. Теперешние заявления генпрокурора Вячеслава Пискуна о раскрытии убийства Гонгадзе ставит под сомнение вдова журналиста Мирослава Гонгадзе. По ее мнению, высказанномв интервью "Украинской правде", о завершение предварительного расследования "будет свидетельствовать передача дела в суд, а не очередные заявления генерального прокурора". Сами же заявления "ничем не отличаются от предыдущих попыток генеральной прокуратуры убедить общественность в раскрытии убийства Георгия. При этом называние имен конкретных лиц, которые стоят за убийством, откладывается на неопределенное время".
Мирослава Гонгадзе считает, что "расследование убийства ее мужа остается предвзятым и политически заангажированным и осуществляется не в интересах правосудия, а в интересах гарантирования безопасности высшего государственного руководства". Тем временем в интернете появилась информация о некоей "группе украинских журналистов", которые намерены "утереть нос" официальному следствию и раскрыть убийство Гонгадзе самостоятельно.
Один из членов этой анонимной пока группы сообщил "ПРАВДЕ.Ру", что в их распоряжение "попал ряд документов, проливающий свет на обстоятельства, ранее бывшие известными лишь узкому кругу лиц, имеющих непосредственное отношение к убийству Гонгадзе". Пока группа журналистов распространила в украинском сегменте сети свое первое заявление (также анонимное), в котором обещает в скором времени обнародовать результаты своего собственного расследования. Судя по всему, речь идет о письмах Гончарова, доступ к которым, помимо генпрокуратуры, имеют журналисты украинского Института массовой информации (ИМИ), представляющего на Украине международную организацию "Репортеры без границ". Именно ИМИ получил после смерти Игоря Гончарова (обвиняемого в организации "банды оборотней") его письма и заявления к общественности, которые частично были обнародованы на сайте ИМИ, а затем переданы в генпрокуратуру. Следовательно, "группа журналистов", скорее всего, представляет ИМИ или... часть ИМИ (по некоторым данным, в этой организации наметился раскол).
Но мы можем в данном случае и ошибаться. Анонимная "группа журналистов" сообщает (в письме корреспонденту "Правды.Ру") о "завершении проведенного ими широкомасштабного расследования обстоятельств гибели Гонгадзе". По всей видимости, это расследование проводилось в обстановке строжайшей секретности — ранее об этом ничего не было слышно. Результаты обещают обнародовать в конце сентября — начале октября. При этом сообщение генпрокуратуры о розыске убийц названо в письме "очередным блефом". Учитывая намеренную анонимность "группы журналистов", пока воздержимся от комментариев.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.