С помощью недавно созданного Евразийского экономического сообщества — ЕврАзЭС — Киргизия пытается прорвать экономическую блокаду, в которой она оказалась в последние годы.
Ее относительная изоляция связана прежде всего с тем, с тем, что в Центральной Азии идет интенсивный процесс укрепления границ. Имевшие раньше чисто символическое значение линии размежевания превращаются в неприступные преграды и для людей, и для товаров. Только в первые недели нынешнего года Узбекистан, например, наглухо закрыл свои границы с Казахстаном и Киргизией. В Ошской области даже был разрушен мост через реку Кара-Суу, по которому узбеки и киргизы попадали на рынки друг к другу. Такая же ситуация складывается и на юге Казахстана.
Астана, в свою очередь, ввела огромные сборы за транзит грузов через свою территорию. Именно эта антирыночная мера, по мнению экспертов, сразу в несколько раз сократила товарообмен Киргизии с областями Сибири.
Реакцией Киргизии на эти дискриминационные меры стало строительство в столичном аэропорту "Манас" крупных грузовых терминалов. С их помощь республика надеется преодолеть таможенные и пограничные барьеры, разъединяющие сегодня страны Центральной Азии. Одновременно, естественно, в другую сторону развернутся и торговые потоки.
В частности, большие надежды возлагает Киргизия на развитие торговых связей с Китаем. Этот южный сосед уже стал практически главным торговым партнером Киргизии. Только в прошлом году товарооборот с этой страной увеличился на шестьдесят процентов, а импорт — почти вдвое. Еще больше укрепятся эти связи, если Киргизия будет включена в транспортный межконтинентальный коридор "Север-Юг", в значительной степени повторяющий Великий шелковый путь. Тогда для Киргизии откроются рынки Индии, Пакистана, стран Юго-Восточной Азии. Ведь древняя торговая магистраль еще много веков назад соединяла Европу с Востоком, создавая на своем пути крупные торговые центры. Один из них уже в наше время может стать Ош — южная столица Киргизии.
Китай за последнее время заметно усилил свое торговое присутствие в регионе. Его крупные торговые фирмы объединились с местным челночным бизнесом и стали главными поставщиками дешевых товаров на рынки Сибири и Урала. Но это всего лишь первый шаг. Киргизско-китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству уже завершила разработку специальной программы крупномасштабного и долгосрочного партнерства двух стран. В нее включено более пятисот проектов с участием китайского капитала, некоторые из которых уже реализованы. Недалеко от Бишкека, например, запущена бумажная фабрика. А с нынешнего года открыт воздушный коридор через китайскую территорию в страны юго-восточной Азии. То есть бишкекский аэропорт "Манас" становится крупной перевалочной базой для грузопотока из Китая в Европу. По подсчетам специалистов, транзит грузов из Европы в Азию через Киргизию может принести в казну этой республики до 250 миллионов долларов. То есть практически удвоит ее сегодняшний бюджет.
К сожалению Россия во всех этих проектов принимает довольно слабое участие. И это грозит тем, что, уступив Соединенным Штатом приоритет военного присутствия в Центральной Азии, она может потерять и свои торговые связи, уступив их более напористому и даже агрессивному Китаю.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.