В 1930-е годы японский бизнесмен Тадао Йошида полагал, что можно быстро разбогатеть, торгуя мелкими товарами. Такой бизнес проще и безопаснее, чем торговля дорогой и сложной продукцией, но он может приносить не меньшие доходы. К концу жизни Йошида изменил взгляды.
Тадао Йошида заработал миллиарды долларов, производя и продавая молнии для одежды, металлические застежки и кнопки. В 1934 году он основал в пригороде Токио небольшую компанию San-S Shokai, которая занялась производством фурнитуры. Йошида хотел достигнуть успеха, выпуская самую незамысловатую продукцию. С позиций современного бизнеса, использующего сложные информационные технологии, кредо Йошиды кажется примитивным. Однако бизнесмен смог на базе скромной мастерской по выпуску пуговиц создать одну из крупнейших японских корпораций.
Основной принцип, принесший успех предприятию Тадао Йошиды, был через много лет провозглашен чуть ли не корпоративной религией, в соответствии с которой строились управление компанией, ее кадровая и социальная политика. Этот принцип составляют два понятия — “Круг качества” и “Цикл добра”. Смысл “Круга качества” Тадао Йошида сформулировал так: “Никто не может преуспеть иначе, чем принося пользу другим”. В представлении Йошиды в основе бизнеса лежит цикл, первая стадия которого — новация, или изобретение, вторая — реализация изобретения в виде коммерческого продукта и третья — повышение качества жизни всех людей в результате появления более качественных товаров. Компания Йошиды не только декларировала этот принцип на словах, но и по мере сил использовала его в бизнесе.
До того как молнией в качестве застежки заинтересовался Тадао Йошида, это устройство уже имело свою небогатую историю. Прототип современной молнии придумал американец Уиткомб Джадсон в 1891 году. Устройство Джадсона было предназначено не столько для одежды, сколько для обуви.
В 1893 году на выставке в Чикаго изобретение Джадсона заметил адвокат Луис Уокер. Он приобрел у Джадсона патент и оборудование для производства молний и основал компанию Universal Fastener. Устройство постоянно совершенствовалось, например, в 1917 году Уокер при участии шведского инженера Гедеона Сандбека разработал очередную модель застежки, получившую название Hookless №4. Эта молния нашла применение в новых моделях кошельков, которые продавал некий торговец одеждой из Бруклина. Так сфера применения молний расширилась — изобретение перешагнуло рамки обувной промышленности и стало использоваться в галантерее. Приблизительно в те же годы Уокер стал предлагать свою продукцию компаниям, выпускающим одежду. Успех пришел к Уокеру тогда, когда его изделиями заинтересовалось интендантское ведомство США. Молния стала использоваться при пошиве формы для летчиков военно-морского флота США. Этот момент можно считать официальным началом коммерческого использования застежек-молний. Само слово “молния” было придумано Уокером и стало широко использоваться американцами начиная с 1921 года.
В Японии для обозначения молний использовали слово “chack”, поскольку первые молнии производились и распространялись торговой компанией из Хиросимы под брэндом Chack Mark. Тадао Йошида организовал свою компанию San-S в январе 1934 года. До 1941 года бизнес Йошиды по производству молний развивался довольно успешно. San-S удалось пробиться на рынки Европы и США. И вплоть до вступления Японии во вторую мировую войну, Йошида экспортировал зипперы в страны Старого и Нового Света. После нападения Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 года японские компании, работавшие на экспорт, оказались на грани краха. В самом выгодном положении оказались те дзайбацу (так в Японии называют промышленные концерны), которые работали на внутренний рынок. И уж совсем повезло тем, кто смог добиться заказов от японских вооруженных сил. Тадао Йошида сумел убедить японских интендантов в том, что одежда воинов должна включать в себя такой современный элемент, как молния. В результате в сражениях второй мировой войны изобретение Уиткомба Джадсона использовалось в униформе обеих воюющих армий.
После окончания войны спрос на молнии внутри Японии продолжал расти. Однако предприятия японской легкой промышленности, выпускавшие эти детали одежды, использовали преимущественно ручной труд, в результате производство молний было очень дорогостоящим, а продукция некачественной. В 1950 году компания Тадао Йошиды, которая после войны была переименована в Yoshida Kogyo К.К., ввезла в Японию первый станок, обеспечивавший полное автоматическое производство молний. С этого момента начался взлет бизнеса Йошиды. Теперь он мог выпускать качественную и недорогую продукцию. Через год автоматических станков в компании было уже 30, а еще через несколько лет Yoshida Kogyo К.К. стала законодателем моды и одним из главных игроков на японском рынке одежды. В частности, Yoshida Kogyo К.К. познакомила рынок с закрытыми молниями (до этого молнии вшивали только встык), выпустила самую маленькую в мире молнию. Компания вернулась на рынки Европы и США, откуда ее в свое время изгнала война, и начала присматриваться к другим перспективным рынкам. “Круг качества” после войны стал вращаться быстрее, и компания стала стремительно завоевывать один национальный рынок за другим.
В 1960-е годы компания начала наступление на США, длившееся почти четверть века. Тадао Йошида предпринимал энергичные усилия, чтобы завязать знакомства с представителями американской элиты. Например, он смог завоевать доверие президента США Джимми Картера и даже получил право называться его другом. В знак признательности Йошида подарил президенту и американскому народу целый сад, который существует и поныне и называется “Японский сад президентского центра Картера”.
Сентиментальный пиар удачно декорировал истинные намерения японца. Тадао Йошида рассматривал США как одну из наиболее привлекательных площадок для развития бизнеса за пределами Японии. В результате в США Yoshida Kogyo K.K. (в 1994 году переименована в YKK) образовала пять дочерних компаний: YKK Corporation of America, YKK USA, YKK AP America (строительные материалы), YKK Universal Fas-teners (прозводитель пуговиц, кнопок и другой подобной продукции) и TapeCraft (производитель тканей из искусственных и натуральных волокон). Также в США в штате Джорджия находится один из крупнейших заводов корпорации, производящий более 7 млн молний в день.
Список американских “дочек” YKK свидетельствует о том, что интересы компании вышли далеко за рамки фурнитуры. Диверсификацией бизнеса Тадао Йошида начал заниматься, когда у него появились доходы от экспорта в Европу и США — во второй половине 50-х. Послевоенная Япония переживала технологический бум. Многие дзайбацу, сумевшие выжить в военное время, стремились к расширению бизнеса. Компания Йошиды не была в этом смысле исключением. Однако Йошида не стремился подобно многим своим современникам “расширять бизнес во все возможные стороны”, его интересовали самые перспективные направления, например, создание современных материалов.
В 1950-е годы YKK начала финансировать научные исследования. Изна-чально они были направлены на решение скромных прикладных задач для текстильной промышленности. Однако со временем ученые из лабораторий YKK начали обращать внимание и на более сложные проблемы. Йошида приветствовал этот рост и не скупился на финансирование научных разработок. В результате лаборатории YKK смогли добиться больших успехов в области обработки металлов, в том числе алюминия. Среди наиболее перспективных на-учных разработок компании — GIGAS, алюминиевый сплав, обладающий повышенной прочностью (на 30% выше стали), малой плотностью и высокой термостойкостью. Также компания разработала технологию производства алюминиевого порошка SERATH, который используется в производстве косметики, в микропроцессорной индустрии, в создании абразивных материалов и керамической продукции.
Обладая ноу-хау в области создания современных материалов, компания в 1960-е годы вышла на новые рынки, в частности, занялась производством строительных материалов, оборудования и оптики. Тадао Йошида видел в этом очередное подтверждение правоты своей теории “Круга качества”.
Тадахиро Йошида, унаследовавший после смерти своего отца в 1998 году “ключи” от компании YKK Group и место в списке 500 богатейших людей мира (по версии журнала Fortune), решил не останавливаться на достигнутом и продолжил финансирование исследований в области обработки металлов. В результате в бизнесе YKK все более важную роль начинает играть производство строительных и отделочных материалов. В 2001 году продажи компании в этом сегменте сравнялись по своему объему с продажами на рынке фурнитуры для текстильной промышленности — в обоих секторах объем продаж YKK превысил 2 млрд долларов.
Новое увлечение менеджмента YKK, никак не связанное с предыдущим бизнесом, касается технологий выращивания кофе и риса в Бразилии. Каким образом алюминиевые технологии корпорации должны повлиять на сельское хозяйство Латинской Америки, компания пока не объясняет.
YKK питает живой интерес и к информационным технологиям. Компания YKK Architectural Products (подразделение компании, занимающееся производством строительных материалов) заключила договор с Matsushita Electric Works. Цель альянса — создание строительных материалов нового поколения, в частности, компонентов “интеллектуального дома”. Эти компоненты будут сконструированы по принципу “все в одном”, то есть начнут одновременно выполнять и функцию энергоснабжения дома, и функцию передачи данных.
YKK Group, имеющая партнеров на всех континентах, решила произвести “электронный переворот” в собственной логистике. Американская Manugistics Group (поставщик решений для электронного бизнеса и программ для управления цепочками поставок) создала для YKK автоматизированную сеть, в которую вовлечены все основные партнеры и поставщики компании. Информационная система повысила скорость торговых операций и уменьшила количество ошибок. К этой практике обращаются и китайские мастерские, которые шьют джинсы по заказу американских заказчиков, и технологические компании, сотрудничающие с YKK в области современных материалов — список партнеров YKK, пополнявшийся 70 лет, на редкость разнороден.
YKK Group — мультинациональная корпорация, объединяющая 115 компаний в 60 странах мира. Компания контролирует половину мирового рынка молний. Оборот YKK на сегодняшний день составляет 4,75 млрд долларов. С компанией сотрудничают все ведущие мировые производители одежды, в том числе Levi’s, Mustang, Wrangler, Lee и другие. Если объединить все молнии, выпущенные YKK за все время существования компании, получится одна гигантская застежка длиной более 2 млн. километров. На такую молнию можно было бы “застегнуть” земной шар по экватору 47 раз.
Антон Бурсак,Kurierweb
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.