События вокруг Ирака наглядно продемонстрировали всем, кто, как говорится, в доме хозяин. Сколько бы ни было противников войны, они фактически ничего не могут противопоставить стремлению Вашингтона сместить Саддама Хусейна силой. В общем-то, в этом нет никакой тайны. Война рано или поздно начнется, сомнений в этом практически не осталось. Но она же может послужить и мощным катализатором к объединению стран так называемого «третьего мира». Тем более что у этих государств уже есть своя организация – Движение неприсоединения.
Собственно, термин «третий мир» уже дано устарел. Он был актуален в годы противостояния СССР и США. И Движение неприсоединения сформировалось как альтернатива двум блоковым системам. С момента своего образования в 1961 году, организация, в которую на самом деле входит абсолютное большинство государств планеты, пыталось занять позицию отстраненного наблюдателя, не желая вмешиваться в противостояние двух сверхдержав (хотя и не всегда это получалось). Этим, во многом, и определялся смысл ее существования.
Разумеется, с распадом СССР и формальным окончанием соперничества между США и Россией, Движение неприсоединения постиг глубочайший идеологический кризис. Получилось так, что страны, входящие в эту организацию, теперь «не присоединялись» только к США. Положение еще более усугубилось после того, как началась гражданская война в Югославии, которая всегда играла одну из ведущих ролей в Движении. В 1991 году ряды организации покинула Аргентина, еще несколько латиноамериканских стран готовы были последовать ее примеру, поскольку не видели особого смысла в деятельности Движения неприсоединения.
Впрочем, поиск новых идеологических постулатов продолжался недолго. В настоящее время Движение неприсоединения ратует за развитие сотрудничества по линии Юг-Юг, то есть прежде всего между развивающимися странами, которые до сих пор служат сырьевым придатком для высокоразвитого Севера (США, Западной Европы, Японии). Все активнее Движение выступает и за пересмотр роли Совета безопасности ООН. Уже неоднократно поднимался вопрос о подчинении Совбеза Генеральной Ассамблее ООН, где подавляющее большинство составляют государства, входящие в Движение неприсоединения.
В настоящее время председателем организации является Малайзия. Собственно, уже одно это дает представление о том, как члены Движения относятся в возможной войне в Ираке. Малайзия известна своей последовательной антивоенной позицией, в чем с ней солидарны большинство государств, входящих в организацию.
Вообще, мусульманские страны начинают играть в Движении все более заметную роль. Хотя в принципе, в этом, наверное, нет ничего удивительного. Практически во всех исламских государствах на пике популярности сейчас находятся фундаменталисты, обвиняющие Запад в агрессии против мусульманского мира. Коль скоро радикалы проникают во власть, то почему бы им не перенести свою идеологию и на Движение неприсоединения?
Впрочем, делать вывод о возрастании роли мусульманских стран в организации в настоящее время было бы чрезмерным упрощением. В конце концов, уже давно есть Лига арабских государств, Организация «Исламская конференция» и т.д. К тому же не последнюю роль в Движении неприсоединения играют Индия и латиноамериканские государства. Но, с другой стороны, рост влияния исламских государств на идеологию Движения в ближайшее время практически неизбежен. Вопрос заключается в том, понравится ли это лидерам остальных государств, входящих в организацию? И не постигнет ли Движение неприсоединения новый идеологический кризис?
Как бы там ни было, но развивающиеся страны, всегда, в общем-то, не жаловавшиеся на отсутствие амбиций, все активнее заявляют о себе как о новой силе, с которой Западу рано или поздно придется считаться. Когда наступит этот момент, сказать сложно. Во всяком случае, у США пока достаточно сил и средств, чтобы не обращать особого внимания на выпады лидеров государств, входящих в Движение неприсоединения. Но сколь долго будет сохраняться такое положение вещей?
На фото: премьер-министр Малайзии Мохаммад Махатхир
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.