«Мой фюрер, над Сталинградом по-прежнему развевается знамя со свастикой»
Совсем немного осталось до великой даты – 60-летия победы Советской армии в Сталинградской битве. Об этом событии снято множество фильмов, написано огромное количество книг – от мемуаров непосредственных участников тех событий до фундаментальных исторических исследований. Сталинградскую битву считают исходной точкой в коренном переломе хода Великой Отечественной войны, началом конца нацистского режима. И так уж совпало, что в эти же дни, только десятком лет раньше сражения на Волге, к власти в Германии пришел человек, который и развязал самую кровопролитную войну за всю историю человечества.
Исследователи, наверное, еще долго будут ломать голову над тем, как в такой цивилизованной стране у власти оказался малообразованный австрийский ефрейтор. Но Адольф Гитлер обладал одним качеством, отсутствовавшим у его политических противников, которые могли бы воспрепятствовать его приходу к власти – он отлично умел улавливать настроения толпы и манипулировать ими в своих интересах. Набор лозунгов, которые использовал Гитлер, были просты и понятны большинству немцев – возвращение утраченного величия Германии и достойная жизнь каждому немцу. Точно также четко были указаны и враги – евреи, коммунисты, социал-демократы, эти «паразиты германской нации».
Так что нет ничего парадоксального в том, что Гитлер пришел к власти вполне законным путем. Германская политическая, военная и экономическая элита всемерно этому способствовали – Гитлер умел пообещать каждому, что именно его интересы будут учтены и исполнены в первую очередь.
Германское общество, уставшее от экономических неурядиц Великой депрессии
Купите на "Озоне" |
- Волчьи логова. Адольф Гитлер на войне, в политике, в быту
|
и постоянной смены правительств, жаждало увидеть у власти человека дела, который навел бы порядок (причем желательно очень быстро). При этом подавляющему большинству немцев было совершенно все равно, какими методами будет достигнут желанный порядок и процветание. Более того, «сильной власти» жаждали и германские интеллектуалы, которые, вообще-то, прекрасно осознавали, чем может закончиться приход к власти человека, подобного Гитлеру. Но, как отмечал в те же годы знаменитый психолог и философ Эрих Фромм, «ответственность за свою судьбу, связанная с личной свободой, — невыносимая ноша для большинства, поэтому народ готов расстаться со свободой» в обмен на «порядок» и гарантированную миску баланды…
Самое парадоксальное заключается в том, что наиболее популярной нацистская партия была в 1930-1931 гг. На выборах в рейхстаг в ноябре 1932 года нацисты потеряли два миллиона голосов, что дало повод Гитлеру закатить истерику свои соратникам. Хотя, скорее всего, и эта истерика была наигранной. Нацисты прекрасно знали, что помешать им оказаться у власти может только союз коммунистов и социал-демократов. А вот этого союза как раз и не предвиделось. Для коммунистов Гитлер как канцлер был не чуть не хуже его предшественников на этом посту. А социал-демократы считали коммунистов не менее опасными, чем нацистов. Но главная ошибка заключалась том, что и коммунисты, и социал-демократы переоценили степень своего политического влияния. А последние, к тому же, еще и очень переоценивали степень успехов веймарской демократии. Гитлер же отлично понимал, что нужно максимально использовать любой шанс для захвата власти.
30 января президент Германии Пауль Гиндербург предложил Гитлеру занять пост канцлера. Военные и крупная буржуазия надеялись, что смогут держать нового главу правительства под контролем. К тому же у нацистов в первом составе правительства было всего три министерских портфеля. Все остальные министры были представителями консервативных партий. Но у Гитлера было то, чего не было и у его противников, и у его союзников – многочисленных, хорошо организованных и агрессивных штурмовиков. Которые, после его прихода к власти, оказались на ключевых постах в полиции под предлогом борьбы с военизированными отрядами коммунистов и социал-демократов. Немецкие генералы молчаливо поддерживали штурмовиков – коммунисты и социал-демократы были для них словно кость в горле…
Комедия с легитимным захватом власти закончилась очень быстро. 27 февраля 1933 года нацисты организовали поджог Рейхстага, обвинив в этом коммунистов. Компартия оказалась вне закона. Весной наступила очередь социал-демократов, большинство из которых к тому моменту было окончательно деморализовано. В Германии наступил вожделенный «порядок», оплачивать который пришлось всему миру…
На фото: здание германского Рейхстага
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру
*