Утром в среду израильтяне проснулись уже в несколько иной стране, чем сутки назад. Отныне Израилем безраздельно управляют правые. На внеочередных всеобщих парламентских выборах триумфальную победу одержала партия "Ликуд" Ариэля Шарона, сумевшая добиться для себя рекордного числа депутатских мандатов — 37.
Левые партии Израиля повержены. "Исторический соперник" "Ликуда" партия "Авода" получила всего 19 мест в составе кнессета 16-го созыва. И это вместо 26 в прошлом парламенте страны. То есть, число депутатов "Ликуда" в кнессете на этот раз вдвое превысит представительство их коллег от "Аводы".
Огромные потери понесла и партия МЕРЕЦ, занимающая еще более левую нишу. Она получила всего шесть депутатских мандатов вместо десяти в прошлом составе кнессета.
А посему в ночь на среду, когда правый лагерь Израиля праздновал победу, левый болезненно переживал горечь поражения. В предвыборном штабе "Ликуда" радостно откупоривали бутылки с шампанским, а в рядах левых царило уныние и звучали довольно драматические высказывания. Так, сразу после объявления первых итогов выборов председатель партии МЕРЕЦ Йоси Сарид заявил о своем намерении уйти в отставку.
Мрачная атмосфера нависла и в штабе "Аводы". Партия потерпела крайне чувствительное поражение, которого не знала, вероятно, за все годы своей истории. А между тем на протяжении многих десятилетий "Авода" руководила Израилем, и во главе партии стояли такие известные политики, как Бен-Гурион, Голда Меир и Ицхак Рабин.
Сейчас перед "Аводой" две перспективы. Первая — присоединиться к правительству национального единства, куда вопреки протестам многих сторонников ее все же намерен пригласить сохранивший кресло премьер-министра Ариэль Шарон. Во всяком случае, выступая в своем предвыборном штабе в ночь на среду, он указал, что правительство национального единства Израилю сейчас крайне необходимо, и чем шире будет коалиция, тем лучше.
Вторая перспектива для флагмана левых — уйти в оппозицию. Лидер "Аводы" Амрам Мицна в речи перед сторонникаим в ночь после выборов вновь категорически отверг предложение о коалиции с правыми. Вслед за ним очень многие политики из этой партии также указали, что видят дальнейший путь для себя в "решительной и конструктивной оппозиции". Они считают, что правительство Шарона долго не просуществует и его сменит "обновленная "Авода".
Конечно же, все еще может измениться. Например, если после столь сокрушительного поражения уйдет в отставку Амрам Мицна. До сих пор все председатели "Аводы", под чьим руководством партия проигрывала выборы, именно так и поступали. Такие видные представители "Аводы", как Шимон Перес или Биньямин Бен-Элиезер, не настроены слишком уж жестко в отношении коалиции с "Ликудом". В правительстве национального единства Ариэля Шарона они уже были, причем на ключевых постах. Первый еще три месяца назад возглавлял израильский МИД, второй — министерство обороны.
Если новое руководство "Аводы" все же решит присоединиться к правительству, партия может распасться и сторонники Мицны образуют вместе с блоком МЕРЕЦ новую социал-демократическую партию, разговоры о необходимости создания которой идут уже давно.
Новый расклад политических сил диктует и новые правила игры. По некоторым оценкам, Шарону, может быть, и не стоит сейчас уж очень настойчиво приглашать в коалицию ослабевшую "Аводу", а следует сделать ставку на союз с резко усилившей свои позиции партией "Шинуй". Она получила 15 мест в кнессете, почти сравнявшись с "Аводой". Во всяком случае, руководитель "Шинуй" Томи Лапид не исключил альянса своей партии с "Ликудом", указав в ночь на среду, что столь большим числом депутатских мандатов следует непременно воспользоваться. "Мы должны принять участие в формировании правительства, — заявил Лапид сразу после подведения предварительных итогов выборов. — Народ хочет видеть Израиль другим. Нам нельзя быть легкомысленными, и мы не можем упустить исторический шанс, который предоставили нам израильтяне".
Главная проблема коалиции с "Шинуй" для Шарона заключается в том, что ее руководство отрицает любые союзы с клерикалами, и прежде всего с партией религиозных сефардов ШАС. Безусловно, и без ШАС в создавшихся условиях Шарон мог бы обойтись, поскольку и эта партия серьезно ослабила свои позиции в кнессете — 11 депутатских мандатов вместо 17 в прошлом парламенте. Однако накануне всеобщих выборов религиозные и правые партии четко просчитали возможность такого развития событий и объявили о создании единого блока. И Шарону при создании коалиции придется это учитывать.
Клерикалам явно не нужна в правительстве "Шинуй", а крайне правым — "Авода". Как указал сразу после окончания выборов руководитель правого блока "Национальное единство" Авигдор Либерман, "есть правый путь, есть левый путь, и они сейчас не пересекаются". Как подчеркнул Либерман, следует создавать "однородное" правительство из представителей правых и религиозных партий, правительство, которое не пойдет ни на какие "опасные для страны уступки", прежде всего палестинцам.
Столь жесткая позиция представителей крайне правого лагеря, судя по всему, еще сулит немало неприятностей Шарону. Давление со стороны США с тем, чтобы он возобновил переговоры с палестинцами, будет усиливаться. И Шарону будет крайне сложно проводить через "однородное" правительство правых и клерикалов идеи Вашингтона по прекращению израильско-палестинского противостояния.
Но это в будущем. А пока в ночь на среду предвыборный штаб "Ликуда" праздновал победу. Выступивший перед своими сторонникам Ариэль Шарон говорил о сложнейшей ситуации, сложившейся в Израиле, о том, что страна в опасности, и ей как никогда нужна сплоченность. Активисты "Ликуда" шумно приветствовали своего лидера и размахивали израильскими флагами. Причем, многие из них, аплодируя появлению Шарона на трибуне, сопровождали выступление премьера возгласами "Не хотим единства!", "У правых свой путь!".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.