Юг должен Северу 25 миллиардов долларов. Правозащитники называют кредиторов ростовщиками и считают задолженность незаконной
Первое, о чем заявляет новоявленный лидер какой-нибудь развивающейся страны, это о своем намерении уважать обязательства государства по отношению к внешним инвесторам. Однако расплатиться по долгам стало для развивающихся стран почти невозможно, идет ли речь о частных кредиторах, или о международных кредитных организациях: слишком уж суровы условия.
По мнению Эрика Хобсбаума, автора книги "Короткий XX век. 1914-1991 гг.", мировая финансовая система перестала существовать, потерпев крах в 80-е годы, когда Мексика и другие латиноамериканские страны не смогли расплатиться со своими внешними долгами. К счастью для банков-кредиторов, совершилось это не в один момент, и кризис оказался преодолим.
Сегодняшний сценарий очень напоминает уже описанную ситуацию. Трем должникам-гигантам — Аргентине, Бразилии и Мексике — все труднее соблюдать обязательства по внешним долгам. В январе 2002 года Аргентина была уже не в состоянии расплатиться с частными кредиторами, в результате заключив краткосрочную сделку с МВФ и Всемирным Банком. Те, в свою очередь, практические ничем не рисковали, поскольку Аргентина является их основным клиентом.
Уже после аргентинского дефолта Международный валютный фонд принял программу помощи Бразилии в размере 30 миллиардов долларов, а также "помог" избежать финансового краха Уругваю. Однако лидеры обеих стран (состоящих в организации "Меркосур") не скрывают, что не смогут вернуть долги по столь высоким процентным ставкам. О том же заявил и новые президент Эквадора Лусио Гутьеррес в своем первом выступлении в качестве главы государства.
"Мы уже не раз выплачивали так называемые "денежные" долги, — замечает Беверли Кин, представлявшая Аргентину на Всемирном социальном форуме в Порто-Алегре. — Но кто вернет нам социальные, экологические и демократические долги?" Это же чистая математика: если суммировать платежи по выданным ссудам, получается, что страны-должники уже несколько раз возместили кредиторам затраченный капитал.
Однако что им за дело, кредиторам, до этих цифр, если должники продолжают платить? Ряд африканских и латиноамериканских стран расплачиваются с внутренними долгами социальной и медицинской помощью, продовольствием и т.д. Например, страны, расположенные на территории величайшей в мире пустыни Сахара, тратят на выплаты по долгам в 4 раза больше средств, чем на здравоохранение и образование.
Надо заметить, что МВФ, Всемирный банк и другие организации бывают весьма недовольны, если какая-либо из стран-должников вдруг перестает выходить на связь с их главным офисом в Вашингтоне (так поступали Мексика в 1982 году, Перу в 1983-1991 гг., Аргентина в 1989-2002 годах). Для них это весьма проблематично. Как же им тогда финансировать бюджетный дефицит, постоянно испытываемый экономиками должников, потому что те им платят?
Получается замкнутый долговой круг. И пока никакого твердого решения по этой проблеме принято не будет, она не оставит в покое ни должников, ни кредиторов. Но бизнес есть бизнес, и осуществление выплат по долгам одно из самых прибыльных дел на свете... для спекулянтов, разумеется.
Эрнан Этчалеко
ПРАВДА.Ру
Аргентина
Перевод с английского Веры Соловьевой
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.