Открытая галактика - Сибирь

“Почему именно свеча?” — поинтересовался я. “Из-за пламени, из-за беззащитного огонька... — отвечал Тарковский. — Вспомните православные церковные свечи, их трепет... Некая истончённая субстанция, некий дух, скажем, дух огня... Пламя свечи, — продолжал Андрей, — знаете, тоненькое такое, робкое, совсем не сильное пламя, и ладонью взрослого сильного мужчины вы это пламя прикрываете. И вот идёте вы, стараясь не поскользнуться и не оступиться, и единственное, в чём сосредоточились все ваши желания: чтобы только спасти этот слабенький огонёк, не дать ему затухнуть...”
Из воспоминаний Олега Янковского о съёмках фильма Андрея Тарковского “Ностальгия”.

Завтра в Ханты-Мансийске открывается Первый международный фестиваль кинематографических дебютов “Дух огня”. Накануне открытия мы встретились с президентом фестиваля, кинорежиссёром Сергеем Соловьёвым.
— Сергей Александрович, есть ли необходимость ещё в одном кинофестивале?
— Международное кинематографическое движение имеет одну цель — способствовать росту интереса к кино, способствовать созданию всемирного кинематографа, который имел бы отклик во всех странах, у зрителей разных национальностей, способствовать созданию интернационального языка. Поскольку экономически кинематограф устроен так, что по-настоящему прибыльным он становится лишь, когда востребован в разных странах. При этом главная задача для кинематографа — оставаться национальным и быть международным одновременно. Кроме того, фестиваль, прежде всего, праздник для людей, которые любят кино и делают кино.
В мире огромное количество фестивалей, и только несколько имеют настоящий международный авторитет: Каннский, Венецианский, Берлинский, Московский, Токийский — и в этой конкуренции мы заявили о Ханты-Мансийском. Как ни странно, это вызвало интерес в мире. Целая галактика — Сибирь, о которой все слышали, но никто не был, оказалась открытой и доступной. Привычный фестиваль — летом, у моря, под жаркими лучами солнца. А тут абсолютная неожиданность — снег, тайга, морозы... И эта неожиданность приглашения обусловила для европейца, может быть, странный, но искренний интерес. Во всяком случае, на презентации в Каннах мы поверили в то, что наша задумка удастся, и со временем это мероприятие вырастет в настоящий международный фестиваль. Кроме того, мировому кинематографическому, профессиональному сообществу известны досконально потенциальные возможности кинорынков Москвы, Петербурга и других европейских городов. Сибирь — это новый, неоткрытый континент кино, кинозрителя, таящий в себе колоссальную рыночную силу, так как все фестивали ставят серьёзную цель — развитие кинематографического рынка. Все понимают: в Ханты-Мансийск ехать стоит.
И потом, я, наверное, не брался бы за это дело, если бы не верил в необходимость такого фестиваля для развития отечественного кино. Статистика говорит, что сегодня лавинообразно растёт система кинопоказа нового поколения по стране, и очень важно, на что она будет ориентирована. Если по-прежнему — на американский рынок, на дурацкие американские сказки о том, как “шикарно” живут настоящие американцы, мы и дальше будем воспитывать манкуртов — людей без исторической памяти, но с рабской колониальной психологией, что где-то есть “настоящая” жизнь, а у нас её нет. И это уже вопросы жизни нации, потому что, как бы мы ни говорили, кино формирует человека.
— В конкурсной программе двенадцать фильмов. По какому принципу они отбирались?
— Отборочной комиссией было просмотрено около тысячи фильмов, отобраны самые яркие, отражающие наиболее точно наступающие тенденции века. Не было цели собрать “зрительские шедевры”, так называемые кассовые фильмы, мы хотим показать картины, которые наиболее ярко, даже шокирующе, обнажают тенденции начавшегося века, тенденции не только массового кино, но и того кинематографа, который будет жить внутри иных форм сознания, например, Интернета. Мы хотим спрогнозировать реальную конкурентную среду XXI века.
Россия как организующая сторона имеет право представить на конкурс два фильма. Прежде чем принять решение, какие это будут киноленты, мы отсмотрели все дебюты за два последних года и остановились на картине Ф.Янковского, имеющей уже большой зрительский успех, — “В движении”, и совершенно неизвестном фильме, шокирующем, абсолютно непривычном для нашего зрителя — “Гололёд”, картине очень жёсткой, я бы даже сказал, жестокой, но чрезвычайно талантливой. Оба фильма наиболее ярко отражают те процессы развития, которые зреют сегодня в молодом поколении: с одной стороны, быть понятными, зрительски успешными, с другой — не стать холуями успеха, оставаться людьми, художниками, предельно искренними и честными. Две вещи, необыкновенно тяжело соединимые, но возможные.
— Имеют наши картины шанс на победу?
— Все фильмы имеют равный шанс, тем более, что человек, которого мы пригласили быть председателем жюри, Кшиштоф Занусси, по опросам мировой прессы, не только один из самых крупных режиссёров ХХ века, но и человек, за которым никогда не было замечено ни малейшей склонности к какому-либо компромиссу с собственной совестью. Это человек глубоко верующий, очень честный, высоконравственный. Ему верить можно безоговорочно. Будучи по рождению человеком славянской национальности, он является человеком мира. На фестиваль Занусси приезжает из Австралии.
— В рамках фестиваля пройдёт студенческий форум. Кому принадлежала идея его проведения?
— Это моя идея, потому что очень важно понимать, что следует за дебютом.Этот фестиваль обращён в будущее. Мы ценим звёзд, принявших приглашение на фестиваль. Это люди, которые украсили своим талантом, красотой ушедший век, но важнее, что дальше? Каким будет завтрашний день? Поэтому, если церемония открытия фестиваля пройдёт в рамках существующей в мире традиционной формы, то закрытие будет носить футуристический характер. Что касается форума, на нескольких международных фестивалях есть как бы молодёжные отделения, как на взрослых вечеринках — стол для маленьких. Такой “стол” есть в Каннах, где молодые соревнуются, получают приз — “Золотую балалайку”, и на этом всё заканчивается. Такого фестиваля для студентов, который являлся бы абсолютно самостоятельным, до сих пор не было. В форуме участвует 26 стран, представлено 12 крупнейших киношкол мира. Ребята покажут свои курсовые и дипломные проекты: то, каким будет кино завтра. Среди работ есть поистине гениальные. Я вообще убеждён, что самое подходящее место для создания шедевров — вуз. Этому способствуют не только дерзания юности, но и истинная свобода. Ты ещё не связан деньгами, продюсерами. Поэтому самый интересный конкурс будет на форуме.
— Ханты-Мансийск готов к показу фильмов?
— Сегодня в Центре искусств, где вообще не было кинопроекции, оборудовано два зала по высшим мировым стандартам, аппаратура такая же, как в Каннах и Венеции. В физкультурном зале оборудован зал электронного показа, там и пройдёт студенческий форум.
— Достаточно интересно представлена внеконкурсная программа...
— Это не лучшие, это знаковые работы за последние десять лет. Всё молодое кино России, которое отражает жизнь без цинизма и отчаяния. В этих фильмах нет идиотической, не существующей радости, но нет и чернухи. Тенденции развития молодой режиссуры — не поиск верёвки на шею, а как раз наоборот, — поиск света. Они проповедуют философию жизни, но не в сказочных, а реальных обстоятельствах.
— Сакральное для народа ханты — Дух огня, публичное действо — фестиваль, юбилей Андрея Тарковского, как это всё объединилось?
— Когда я листал энциклопедию округа, натолкнулся на описание божества Най Ангки и вспомнил, что нечто подобное мне рассказывал Андрей о своей любимой картине: “Человек несёт свечу, и она просвечивает сквозь ладонь”. Вспомнил рассказы Олега Янковского о съёмках фильма “Ностальгия”. Прочитал, что единственный смысл жизни и цивилизации — сохранение огня. Сохраняя огонь, сохраняешь жизнь. И всё слилось воедино. Огня нет в деньгах, власти, рыночных идеалах, всё это —философия смерти. А сегодня, как никогда, важно сохранить огонь человеческих отношений. Огонь, свет — лишь в творчестве, душе. Разве это не лучший символ фестиваля?
Татьяна Северская, "Новости Югры"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить