В Токио идет дискуссия о создании ядерного оружия для нейтрализации Китая и северо-корейской угрозы.
Никогда прежде три принципа Японии, касающиеся ядерного оружия — не владеть, не производить и не хранить — не подвергались сомнениям до такой степени и не становились объектом исследований и рассуждений, которые сводятся к тому, что необходимо пересмотреть Конституцию и избавиться от упомянутых принципов. Однако всем известно, что, начиная семидесятых годов, подобные убеждения Японии не мешали американским военным кораблям, имевшим на борту ядерное оружие, вставать на якорь на американских базах, расположенных на территории страны, и совершать учебные маневры
Япония — единственная страна в мире, которая стала объектом ядерного удара. Сегодня она готова, больше, чем когда-либо прежде, внести изменения в действующую конституцию, согласно которой страна может вступить в войну лишь для самозащиты. В Токио обсуждается вопрос о возможности и необходимости создания ядерного арсенала. В этом году Япония должна будет принять решение о присоединении к ракетной программе, разработанной Штатами для Азии и вызывающей беспокойство во всем регионе. Так называемая оборонная программа, испытания которой должны пройти уже в апреле будущего года, на самом деле направлена против Китая и России и является частью столь желанного для Америки Буша (Bush) и Рамсфельда (Rumsefeld) противоракетного щита всепланетного масштаба.
Япония собирается присоединиться к американской программе, приводя в качестве наиболее существенного довода "ядерную угрозу со стороны Северной Кореи" - являющуюся, в значительной степени, результатом политики Вашингтона последних лет. Но в проходящих дебатах слышатся и иные рассуждения: о "китайской угрозе". Никогда прежде три принципа Японии, касающиеся ядерного оружия — не владеть, не производить и не хранить — не подвергались сомнениям до такой степени и не становились объектом исследований и рассуждений, которые сводятся к тому, что необходимо пересмотреть Конституцию и избавиться от принципов.
Однако всем известно, что, начиная семидесятых годов, указанные принципы не мешали американским военным кораблям, имевшим на борту ядерное оружие, вставать на якорь на американских базах, расположенных на территории Японии, и совершать учебные маневры. Эти сведения содержатся в документах, с которых Пентагон не так давно снял гриф секретности. Согласно этим данным, правительству Японии было известно о наличии ядерного оружия на американских военных базах на островах Чичи-Джима и Иво-Джима, вблизи городов Атсуги, Мисава, Итацуки и Комаки, а также о перманентном существовании "громадного ядерного арсенала" на Окинаве, находившемся под контролем оккупационных войск вплоть до 1972 года.
Рассекречивание упомянутых документов показало, что так называемый "неядерный" статус Японии был чистейшей воды выдумкой. В 1960 году президент Соединенных Штатов Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) подписал секретные соглашения с премьер-министром Японии Нобусукэ Киси (Nobusuke Kishi), в которых было оговорено американское ядерное присутствие на японской территории. После 1945 году Киси был обвинен в военных преступлениях и некоторое время провел в тюрьме за причастность к экспериментам с использованием биологического оружия, проводившихся над китайцами в Манчжурии во время пребывания там японской оккупационной армии.
Вплоть до последнего времени японское правительство отрицало наличие упомянутых секретных соглашений. В феврале пресс-секретарь Управления национальной обороны Японии Манабу Шимамото (Manabu Shimamoto), заявил, что японское правительство рассматривало возможность создания собственного ядерного оружия еще в 1995 году. Это произошло второй раз за последние 25 лет: в конце шестидесятых годов такой вопрос уже поднимался, но после тщательной экспертизы Токио высказался против создания собственного ядерного арсенала. Сегодня голоса в поддержку производства подобного оружия уже не так редки. "Чтобы не стать потенциальной мишенью для северо-корейских ядерных ракет, премьер-министру Японии нужно заявить, что страна незамедлительно приступит к созданию собственного арсенала", — сказал в декабре прошлого года известный эксперт по международным отношениям из Университета города Киото Терумаса Наканиши (Terumasa Nakanishi).
В апреле 2002 года лидер либерально-демократической партии Иширо Осава (Ishiro Osava) заявил, что для предотвращения "китайской угрозы" Япония могла бы произвести "тысячи ядерных боеголовок". Месяц спустя после этого заявления генеральный секретарь кабинета министров Японии Ясуо Фукуда (Yasuo Fukuda) сказал, что факт отрицания Конституцией страны участия в войне еще не означает, что Япония не может иметь ядерного оружия. Более пятидесяти ядерных реакторов, работающих для обеспечения гражданских нужд страны, а также 38 тонн плутония, имеющегося у Японии, позволят Токио легко выполнить намеченное.
Эксперты предполагают, что Япония может разработать арсенал самого современного ядерного оружия меньше, чем за шесть месяцев. В апреле будущего года Япония собирается совместно с Соединенными Штатами провести два испытания ракетной системы общей стоимостью в 165 миллионов долларов. После указанных испытаний, которые пройдут в США, оба государства примут решение относительно целесообразности совместного развертывания указанной системы.
Несмотря на то, что определенная часть японского общества настроена против создания ядерного арсенала, СМИ страны все чаще публикуют документы, оправдывающие его необходимость. На днях газета "Yomiuri", не сообщая из каких источников была получена информация, заявила, что Китай провел успешное испытание ракет с многозарядной головной частью и дальностью действия 1800 километров. Пресс-секретарь китайского внешнеполитического ведомства Конг Кван (Kong Quan) назвал эту информацию "провокационной" и "бессмысленной".
Разумеется, северо-корейский кризис можно считать аргументом в пользу успешной динамики милитаристских планов Буша в азиатском регионе. Северная Корея не представляла бы собой проблему, если бы вместо включения ее в "ось зла" как объекта для нанесения превентивных ядерных ударов со стороны Вашингтона, Штаты предоставили бы Пхеньяну гарантии безопасности и нормализации отношений, как это было оговорено в пакте, подписанном США и Северной Кореей в 1994 году.
Но, не будь северо-корейского кризиса, милитаристские планы Вашингтона лишились бы своего подтекста — и это объясняет многое. В январе министр иностранных дел Японии Ерико Кавагучи (Yoriko Kawaguchi) заявила, что превентивное нападение Японии на ракетную базу Северной Кореи считалось бы самообороной в том случае, если бы существовала опасность подготовки нападения со стороны Пхеньяна. Министр обороны страны — Шигеру Ишиба (Ahigeru Ishiba) — также заявил о возможности нанесения "превентивного удара", сказав, что "наша нация прибегнет к военной силе в качестве самообороны, если Северная Корея начнет использовать свое оружие против Японии".
Рафаэль Пош, "La Vanguardia", перевод Анны Гонсалес, "Иносми"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.