"На сцене для меня важен момент, когда начинаешь видеть себя со стороны, наподобие души, отлетевшей от тела"
Популярный актер театра "У Моста" Сергей Семериков отметил десятилетие своей актерской деятельности в Перми.
– Расскажи, как ты "дошел до жизни такой", что стал актером?
– Это произошло в армии, можно сказать, что по приказу нашего замполита. Я уже был сержантом, и служба подходила к концу, как наступил какой-то весенний армейский юбилей.
Замполит сказал: "Сержант должен уметь все. Будешь выступать в концерте и для рядовых станешь примером. Выполняйте!". И сколько мы с ребятами не отбрыкивались и не прятались от начальства, все равно дальше части не убежишь. Пришлось участвовать. Радость в этом была одна – нас освободили от нарядов. А тут еще в нашей части оказалась женщина, врач-стоматолог, у нее было три образования и все с красными дипломами. Один из дипломов театральный, вот она и взялась нам помогать. Видимо, благодаря ей я не только проявил свои юмористические данные, но запел и затанцевал. После успешного концерта она посоветовала мне попробовать поступить в театральное училище, заодно стала приносить различную литературу.
Я приехал домой с твердым намерением поступать в театральное, но никому, даже близким, рассказать об этом не мог, потому что меня в деревне (а я жил в Гамово) просто бы обсмеяли. Поэтому стал работать и тайно готовиться к поступлению в Пермский институт культуры. Я поступил на курс Виктора Ильева, на режиссуру народных театров.
После окончания института работал в клубе слепых, где делал свой дипломный спектакль. Там обитали удивительные и очень талантливые люди, они узнавали меня по шагам, когда я поднимался по лестничному пролету. Потом работал в Оханске, Горьком, Сарове. Но очень скоро вернулся в Пермь и оказался в театре "У Моста". Театр тогда только-только перебрался в здание, где мы сейчас находимся, и шла великая стройка театрального храма. Мы строили и репетировали, репетировали и строили, сутками и неделями, почти как МХАТ во времена Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда в труппе нас было всего-то человек десять. Но тот костяк, который тогда образовался, и те принципы, выработанные студией десять лет назад, работают и сейчас. Вот это второе рождение театра в новом помещении, на мой взгляд, и заложило основы самобытности театра.
– А помнишь ли ты свой первый актерский опыт?
– В детстве я был неплохим рассказчиком, часто ребятам пересказывал фильмы, которые видел по телевизору и в поселковом кинотеатре. Однажды увидел, как Андрей Миронов здорово читал миниатюру о съемках летнего Крыма зимой "Как снимается кино". Я тут же записал по памяти этот монолог и, к своему удивлению, сразу запомнил. Потом долго репетировал перед зеркалом, и у меня неплохо получалось. На одном из вечеров в пятом или шестом классе школы предложил ее прочитать. Но чем ближе была премьера, тем больше меня трясло. На сцену я выполз на ватных ногах, не понимал, что происходит, голова шла кругом. Зал гоготал. У меня перехватило горло, я стал сипеть, кряхтеть, бледнеть и краснеть… Было одно желание – скорей удрать, но монолог все не заканчивался. Думал, что это смеются надо мной, и под гул бурных аплодисментов я убежал со сцены сразу домой. Мне было стыдно за мой, как мне казалось, провал. На следующий день я прятался от одноклассников. Но самое удивительное, что всем понравилось мое выступление. Вот тогда-то и заполз в мой мозг актерский червячок, который разросся до удава.
Но я долго не мог оправиться от того шока, занялся лыжами и накатывал свои километры по заснеженному поселку. А по вечерам читал бабушкину медицинскую литературу: была надежда, что, может быть, стану доктором.
– Меня поразил твой Порфирий Петрович в "Преступлении и наказании". Я видел много интерпретаций этого образа, но появление иронической отстраненности, доходящей до саркастического цинизма в нем, человеке добром, мягком, демонстрирует нечто новое в понимании глубин человеческой души.
– Поначалу я был назначен на роль Мармеладова, потом Разумихина… Но Сергей Федотов никогда не торопится с распределением ролей, он как бы экспериментирует, нащупывая что-то в каждом актере. Как-то он мне сказал: "Иди на сцену, попробуй". После этого роль пошла.
Играя Порфирия Петровича, я наконец-то понял, что значит сценически быть над ситуацией, над событием. Взаимодействуя и конфликтуя с партнером на площадке, я оставляю за собой ту короткую паузу, которая дает мне оценить, говоря актерским языком, шлейф своей роли и роли партнера. Это все равно, что увидеть себя в гробу со стороны, в тот момент, когда душа отлетает. Лично для меня это очень приятные мгновения.
– Вот и твой хроникер-доктор Кулыгин, в "Трех сестрах", потрясающе заигрывает с тенями персонажей, когда ты вначале смотришь в пол на тень, а лишь потом на партнера. Для меня это очень тонкий спектакль. Наверняка над построением каждой роли ты работаешь и как режиссер – ты же закончил режиссерское отделение. А не возникают мысли попробовать себя в режиссуре?
– Я пробовал со школьниками сделать спектакль. Понял, что режиссура – это адский труд. К тому же я долго подбираю нужные слова, чтобы точно поставить актеру задачу. Сейчас у меня одно желание – научиться петь. Может быть, оттого, что у меня родилась дочь, пою романсы где только можно. Как говорит мой педагог по вокалу: "Если тебе нравится, то понравится и зрителю".
Виктор Наймушин, "Пермский обозреватель"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.