Недавно в Москве побывал Альфред Рубикс, твердый сторонник сохранения Советского Союза, отсидевший за убеждения более шести лет в латвийских тюрьмах, но не отрекшийся от своих взглядов. Несмотря на перенесенные невзгоды, бывший первый секретарь ЦК компартии Латвии сохраняет бодрость, энергию и ясность ума. Будучи ущемленным в правах до 2005 года, и не имея права стать членом парламента, он, тем не менее активно участвует в политической деятельности.
- Альфред Петрович, как бы вы охарактеризовали нынешнюю политическую, социальную и экономическую ситуацию в Латвии?
- Положение в Латвии достаточно сложное. Во-первых, население республики разделено не только по национальному признаку, но и по принципам "граждан и неграждан", "еврооптимистов" и "евроскептиков", "НАТО-оптимистов" и "НАТО-скептиков". К сожалению, та надежда, которая существовала еще лет пять-шесть назад, что общество пойдет по пути интеграции, не сбылась. В этом направлении со стороны государства прилагаются чрезвычайно малые усилия. Например, принят закон, который предписывает с сентября 2004 года все обучение в средних школах перевести только на латышский язык. Проблема же в том, что среди населения республики около 42 процентов составляют лица не латышской национальности, у большинства из которых родным является русский язык. Прекращение обучения на русском языке означает, что их дети, которые будут обучаться в школах, получат неполноценное образование, которое поставит их на обочину на рынке труда, сделает их неконкурентоспособными. Ясно, что это раскалывает общество. Это поняли не только родители, но и молодежь, поэтому образовались целые движения, выступающие в защиту русского языка. Одна из организаций, которая симпатизирует нам, социалистам, — это "Солидарность". Ее руководитель Иван Стальной сейчас ведет подготовку к проведению референдума против перехода на обучение только на латышском языке.
Очень много сложностей связано с проблемой — вступать или не вступать в Европейский Союз? Сразу возникает вопрос — что делать с негражданами? Потому что из 2390 тысяч человек около 500 тысяч не имеют никакого гражданства. Это очень много — около 20 процентов всего населения и 18 процентов от тех, кто по возрасту мог бы голосовать. Они не имеют политических прав, не избирают, не выставляют свои кандидатуры не только на выборах в парламент, но и в органы местного самоуправления. Совершенно не ясно, что будет с этими людьми, какой политический, гражданский статус они получат, в случае если те, кто имеют право голоса, скажут "да" вступлению в Евросоюз. Все это порождает нервозность и неуверенность.
У тех, кто сейчас у власти, нет цельного видения перспектив в случае вступления или невступления Латвии в Евросоюз или вхождения в НАТО. Сейчас очень активно обсуждается вопрос о том, что часть натовских баз, в случае вступления Латвии в НАТО, из Западной Европы, в первую очередь из Германии, будут перемещены на территорию прибалтийских государств. Это уже и "еврооптимистов" и "НАТО-оптимистов" ставит в затруднительное положение, они вроде бы и не против того, чтобы в НАТО войти, но желательно без размещения баз.
Все это происходит на фоне практически полного уничтожения сельского хозяйства, разрушения промышленности, некогда славной по всему Советскому Союзу. В цифрах, вроде бы есть рост на 5-6 процентов, но, к сожалению, если проанализировать структуру, то это обусловлено только ростом транзита и расширением сферы обслуживания, а не за счет промышленного производства. Республика живет на кредитах, внешние долги все время растут, а правые партии, находящиеся у власти, судя по всему, видят спасение только во вступлении в Европейский союз. Там, якобы, накормят, повысят пенсии и так далее. Но мы говорим о том, что если может произойти какой-то рост, то лишь за счет того, что мы сами заработаем, если найдем рычаги воздействия на восстановление промышленности, сельского хозяйства. А никакой ландшафтный, сельский или еще какой-то туризм страну, конечно, не поднимет. Наша республика особая, у нее кроме торфа и небольшого запаса некоторых минеральных ископаемых ничего нет.
- Произошло ли за годы независимости изменение в менталитете населения Латвии?
- Раньше мы все время старались так вести свою политику и пропаганду, чтобы происходила интеграция, взаимное проникновение культур различных национальностей. Теперь этого не происходит. Наблюдается все большее обособление. Недавно мы смотрели наши пенсионные организации, оказалось, что и там есть размежевание. Лица латышской национальности имеют свои организации, русские — свои. С учетом того, что я рассказывал про обучение, идет обособление этих двух общин, что, в конечном итоге, приведет к созреванию более конфликтной ситуации.
- Как вы оцениваете отношения между Россией и Латвией?
- Я считаю, что отношения между нашими странами развиваются ненормально. Если со стороны России есть желание как-то их наладить, то со стороны тех, кто находится сейчас у руководства Латвии, такой инициативы не наблюдается. Иногда мелькают фразы, что, мол, надо налаживать отношения с Россией, а на деле ничего нет. Потому что руководство Латвии прекрасно знает, каковы требования России — это уравнивание в гражданских и политических правах нелатышской части населения, решение проблемы неграждан. Правящие партии, которые являются представителями правых сил и крупного капитала, на это не идут. Они играют на струне патриотизма, что Латвия — только для латышей, остальные должны Латвию покинуть. Все это можно прочитать в СМИ. Таким тенденциям нет должного отпора. Я уж не говорю о том, что встреч на высшем уровне не происходит. Была одна в какой-то европейской стране, когда встречались президенты Латвии и России. Но эта встреча была недостаточно глубокой, и каких-то последствий не имела. А в целом, ни на уровне МИДа, ни на уровне отдельных министров, обмена нет. Межпарламентские группы вроде бы сотрудничают, но вопросы рассматривают очень мелкие, ни на что не влияющие. А комиссии, которые были созданы при правительствах наших стран для того, чтобы вести переговоры, не могут решить проблему, например, как засчитывать стаж работы людей, трудившихся на территории Советского Союза. Очевидная несправедливость: если ты латыш и имеешь латвийское гражданство, то тебе этот стаж засчитывается, если ты негражданин, то нет. Я уж не говорю, что в вопросе расширения НАТО на восток у России и Латвии противоположные взгляды, как и по вопросу войны в Ираке. Судя по опросам, 75 процентов населения против решения проблемы путем войны, однако наше руководство стало на путь поддержки воинственных заявлений США. Мнение России не учитывается. Я не могу сказать, что в двусторонних отношениях есть какие-то проблески к улучшению, пока что полная стагнация.
- Альфред Петрович, в России ваше имя хорошо известно, и ваша судьба волновала многих. Чем вы теперь занимаетесь, каковы политические планы?
- Да, я знаю, что у меня в России очень много друзей, тех, кто меня понимает и не забывал в самые трудные дни. Я очень признателен, что в мою поддержку был принят целый ряд заявлений, одобренных Государственной Думой. Правда, со стороны латвийских властей они остались без ответа, но, тем не менее, это оказывало мне очень большую помощь в годы, когда я находился в заключении. Поэтому, пользуясь возможностью, хочу поблагодарить всех, кто посылает мне письма, звонит. Меня очень удивляло, что меня узнают и в метро, и на улице, подходят, разговаривают. Я не удивляюсь этому в Латвии, а здесь... Россия ведь такая большая страна.
Сейчас я уже четвертый год возглавляю Социалистическую партию Латвии, выступающую со своей особой экономической программой, основу которой составляют социальные вопросы. Мы не ставим вопрос о необходимости революции, это глупо и абсурдно сегодня, но мы стоим на социалистических марксистских позициях и выступаем за развитие самых тесных отношений с Россией. Все свои силы мы будем направлять на укрепление добрососедского сотрудничества с Россией, взаимной интеграции экономик, культур, заключения полноформатного соглашения между государствами, которое бы шло на пользу обеим сторонам.
- Как ваша партия выступает на выборах, каков ее потенциал?
- На выборы в Сейм, которые состоялись в октябре прошлого года, мы шли в объединении "За права человека в единой Латвии", куда входили три партии. Мы получили двадцать пять мест из ста, это очень хороший результат, но нас покинула одна из партий — партия Народного согласия, и теперь из двадцати пяти у нас только восемь мест. Мы образуем в парламенте свою фракцию и активно готовимся к выборам в органы местного самоуправления. Думаю, что мы будем иметь на них успех.
Максим Артемьев.
"Независимое обозрение"
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/47852-n/
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.