Братья Вайнеры написали новый сценарий и ищут исполнителя на роль Шарапова
10 мая, ровно 25 лет назад, режиссер Станислав Говорухин на Одесской киностудии руководил первым съемочным днем телесериала "Место встречи изменить нельзя", ставшего самым популярным "телехитом" в бывшем СССР. Культовую ленту Говорухин поставил по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (в основу романа положены реальные события из жизни). Сейчас братья Вайнеры проводят подготовительную работу к съемкам продолжения телефильма "Место встречи изменить нельзя-2".
А о съемках любимого народом телесериала, ставшего классикой, — наш сегодняшний материал.
Распределение ролей
Братья Вайнеры рассказывают, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий, пожелавший "застолбить" Жеглова. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец.
Говорят, режиссером должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и снимал Станислав Говорухин. Он провел кинопробы на Жеглова формально, только чтобы отчитаться перед руководством, и утвердил Владимира Семеновича.
А вот с ролью Шарапова возникли трения. Вайнеры хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался, о чем потом серьезно пожалел, сказав, что сыграл бы эту роль лучше Конкина) или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актеру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). В результате Шараповым, к великому неудовольствию Вайнеров, стал Владимир Конкин.
Высоцкий — режиссер
Высоцкий на съемках блистал и как актер, и даже... как режиссер (Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее положенного, так что киногруппа сходила с ума от бешеного темпа и позже шутя жаловалась Говорухину, что Высоцкий их умучил).
Владимир Семенович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до деталей знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину (Евгению Леонову-Гладышеву) на шею белое морское офицерское кашне (в таком щеголяли подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам), а на руке сделал наколку "Леля" (самое модное имя тех лет).
Нагрузка у Высоцкого была чудовищная, ведь он еще и в театре играл.
По два-три раза в день летал в Москву на спектакль и обратно (милиция везла его в "Волге" с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета). А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет летел в Одессу на утреннюю съемку.
Когда в Одессу из Франции приехала Марина Влади и принялась уговаривать Володю отказаться от тяжелой роли, Говорухин сказал: "Пожалуйста, езжай в Париж, но фильма не будет". И Высоцкий остался.
Из воспоминаний Говорухина:
"...У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон... Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили... Он заражал своей энергией и уверенностью всех участников съемки... Зато на тонировке с ним было тяжело... Володя стоит перед микрофоном и пытается "вложить в губы" Жеглова нужные реплики. Он торопится, и оттого дело движется еще медленнее. "Сойдет!" - кричит он. Я требую записать еще дубль. Он бушует, выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону. Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового"...
Муки Шарапова
Владимир Конкин в интервью признавался, что Высоцкий подавлял его на съемках, не терпел конкуренции в кадре: "Когда кто-то рядом делал что-то неплохо, у него это вызывало желание быть лучше. И не всякий раз это было деликатно и корректно. Усмирять Владимира Семеновича мог только Говорухин, его друг... А иногда ситуации были на грани серьезного конфликта. Владимир Семенович ведь был человек спонтанный. Его благорасположенность ко мне вдруг менялась на реакцию противоположную, если что-то делалось "не по его"..."
В жизни они так и не стали друзьями. Более того, писали, что между ними пробежала черная кошка.
Так уж получилось, что любимцем публики стал не милосердный Шарапов, а взрывной, иногда нахальный Жеглов.
Почему Жеглов не запел?
По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь.
Из воспоминаний Говорухина:
"Он очень хотел спеть в этом фильме. Среди предлагавшихся им песен были и "За тех, кто в МУРе", и "Песня о конце войны", и "Баллада о детстве". Я считал, что это разрушит образ и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил:
Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского".
Звезды в эпизодах
Для многих актеров эпизодические роли в этом фильме стали визитными карточками и даже мешали в актерской карьере. Лариса Удовиченко (Манька-Облигация) после фильма получала письма из тюрем: "Не горюй! Выйду — моей будешь!", а один вернувшийся с зоны зек пришел к ней домой, стучался в ее дверь, так что пришлось вызвать милицию. Александр Белявский (Фокс) до сих пор слышит у пивных ларьков обращенное к себе: "Фоксу — без очереди". (Кстати, от роли Фокса в свое время отказался актер Вячеслав Шалевич, о чем до сих пор жалеет.)
Алексей Миронов (шофер Копытин) во время съемок ослеп. Катаракта на обоих глазах. Высоцкий позвонил другу, офтальмологу Федорову, и "шоферу" вернули зрение. Всеволод Абдулов (милиционер Соловьев) приглашение в фильм получил в больнице (лежал после автокатастрофы), куда пришел Высоцкий со списком ролей на выбор.
Абдулов спросил:
- А если не поправлюсь?
- Не имеешь права, — ответил Высоцкий.
ИСТОРИИ ЗА КАДРОМ
Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же поклонницы прорывали ограждение. В перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Бросились в темень и увидели Высоцкого, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи.
В эпизоде, когда герои Высоцкого и Куравлева играют в бильярд, все забитые Жегловым на экране шары были забиты на съемках Куравлевым.
Многие места действия, описываемые в романе и сценарии, пришлось поменять: по Цветному бульвару, где убили Векшина, не ходит трамвай; на площади Никитских ворот лезло бы в кадр здание ТАСС; "Нарва", где арестовали Маньку-Облигацию, была тогда на ремонте.
Фильм "Место встречи изменить нельзя" был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Отмечалось, что во время его последующих показов снижалось количество преступлений по стране и... расход коммунальной воды.
Несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты, что помогало им при встречах с ГАИ. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.
АНЕКДОТЫ:
Жеглов ведет допрос Фокса:
- Объясните, почему вы, прежде чем взломать шкатулку с драгоценностями, убили Ларису Груздеву?
- А на шкатулке было написано: "Вскрыть только после моей смерти".
-Только что в переулке банда "Черная кошка" сняла с меня золотые часы! — жалуется потерпевший Жеглову.
- А почему вы не позвали на помощь?
- Я боялся раскрыть рот — у меня золотые зубы.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
Есть подозрение, мил человек, что ты стукачок.
Кошелек-кошелек... Какой кошелек?
Ну и рожа у тебя, Шарапов!
А пистолет, Володя, перевесит все другие улики...
Вор должен сидеть в тюрьме!
Бабу не проведешь! Она сердцем видит.
Ни одного документа постороннему глазу!
Ты не сознание потерял! Ты совесть свою потерял!
Владимир КОНКИН: К этому фильму я равнодушен!
- Владимир Алексеевич, вы знаете, что планируется продолжение фильма "Место встречи изменить нельзя"?
- Об этом говорят последние десять лет. Видимо, пока все актеры, которые сыграли, не поумирают, все так ничего и не затеется. Но с этим вопросом лучше звонить Вайнерам. Это они хотят снять продолжение.
- Мы звонили Аркадию Вайнеру, он сказал, что, наверное, вы не попадете в продолжение.
- Меня это не интересует. Вайнеры мне не звонят, значит, не хотят меня приглашать. Но я им тоже звонить не буду, я не из тех актеров, кто навязывается.
- А вам самому хотелось бы вернуться к своему герою?
- Мне все равно. Пусть решают авторы. Но к этому фильму я равнодушен. Лучше, чем сняли, уже не снимут. Обычно продолжения получаются хуже.
- Свою роль Шарапова вы считаете знаковой в своей жизни?
- Мне 52 года, я сыграл в 42 фильмах, и говорить только о фильме "Место встречи изменить нельзя" мне надоело. Если будут снимать продолжение, пусть снимают. Но я об этом ничего не знаю.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ БЕЗ КОНКИНА?
Рассказывает Аркадий ВАЙНЕР:
- Сценарий продолжения написан. Авторы — мы с братом, как обычно. О сюжете пока говорить рано. Могу сказать, что это будет то же самое время, что и в первом фильме. Просто следующий этап. Милиционеры будут бороться с бандитами. Мы вели переговоры с разными продюсерами, в том числе и голливудскими. Пока не буду говорить конкретно, но нашлись люди, которые оплатят бюджет будущего фильма. Предполагается, что в следующем году начнутся съемки.
-Кто будет снимать продолжение?
- Скорее всего, Станислав Говорухин.
- Говорят, что у вас остались неиспользованные видеосъемки Высоцкого, якобы вы хотите включить кадры в продолжение?
- Да, некоторые кадры будут использованы в первой серии продолжения. Жеглов погибнет от рук бандита.
- А Шарапова снова сыграет Конкин?
- Нет, вряд ли. С Конкиным я не общаюсь. Продолжение сериала будет, но давайте пока без конкретики. Просто еще не решены многие вопросы. И с Шараповым в том числе.
- Вроде бы вы были против того, чтобы Конкин играл Шарапова и в первом фильме?
-На Шарапова восемь человек пробовались. И пробовались они после того, как худсовет запретил Конкина брать в фильм. Но, поскольку остальные были еще хуже, пришлось на нем остановиться.
- По вашему голосу я чувствую, что вы не довольны игрой Конкина?
- Даже не игрой, собственно говоря, потому что роль-то у него очень простая. Просто он типажно не подходил под эту роль.
- Рядом с Высоцким, наверное, все бы смотрелись блекло.
- Нет, почему! Массу можно было найти прекрасных парней, которые бы смотрелись хорошо, независимо от Высоцкого.
- То есть Конкину повезло?
- Да! Отстоял его Говорухин.
- Кроме Высоцкого, какие-то еще любимые герои в этом фильме у вас есть?
- Да все! У нас был замечательный коллектив, о котором я до сих пор с удовольствием вспоминаю. Со многими актерами я дружу. С Куравлевым, например, с Белявским. Очень дружил с Евстигнеевым. Но юбилей фильма мы будем отмечать не по началу съемок, а по их окончанию — 10 ноября — вместе с Днем милиции. Может быть, к этому времени сообщу подробности о съемках продолжения сериала.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
"Комсомольская правда в Карелии"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.