Сомалийским пиратам и террористам теперь не поздоровится. Москва и Париж приступят к совместной подготовке военных в этой стране. Чтобы они смогли навести порядок и на суше, и в прилегающих водах, где крайне опасно появляться торговым судам.
Россия и Франция намерены взяться за подготовку сомалийских военнослужащих. По словам министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, "на прошлой неделе мы были в России и предложили нашим русским друзьям принять участие в этой подготовке (сомалийских солдат). Они будут участвовать".
Он уточнил, что совместное обучение сомалийцев будет проходить в Джибути, но не сказал, когда именно стороны к этому приступят. Известно лишь, что Париж намерен подготовить не менее 500 сомалийских солдат. Не исключено также, что в этом деле примут участие германские и испанские военспецы.
Читайте: Пираты не пойдут на дно. Они пойдут под суд .
Проблемы этого государства давно уже вышли за рамки региональной. Сомалийские пираты, как известно, постоянно угрожают международному судоходству на одной из самых оживленных трасс. Но последней каплей в терпении Парижа стало похищение двух французских силовиков в столице Сомали Могадишо.
Удастся ли Франции совместно с нашей страной, готовя сомалийских военных, эффективно посодействовать уничтожению вышеназванных угроз? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал военный эксперт и знаток Сомали Иван Коновалов .
– Нужно ли России участвовать в умиротворении Сомали, и что это ей дает?
– Россия ясно заявляет о своем стремлении вернуться в Африку, и действия её в Сомали вполне отвечают такой задаче. Предложение, которое сделала Франция, выгодно не только ей, но и центральному сомалийскому правительству. Во-первых, Россия не так опасается возможных боевых издержек, как страны Запада.
Наши военные будут выполнять поставленные задачи с меньшим нытьем. Во-вторых, есть надежда, что сомалийцы отнесутся к русским гораздо теплее, чем к кому бы то ни было.
Многие из них еще в 1960-е гг. учились в СССР и говорят по-русски. Особенно хорошо к нам относятся в столице Могадишо. Там до сих пор хранят память о России как о друге.
Не американцев же французам приглашать, одно имя которых в Сомали является жупелом после провала их операции здесь в начале 1990-х гг. В-третьих, с Францией в последнее время мы сблизились и по лини военно-технического сотрудничества (ВТС).
Мы уже закупаем у них оптику и готовимся приобрести десантный корабль типа "Мистраль", а также комплект пехотинца будущего. И совместная подготовка сомалийской армии является одним из элементов ВТС.
– В Джибути, где планируют тренировать сомалийцев, находятся базы Французского иностранного легиона. Там уровень зарплаты на порядок выше, чем у наших военных. Не перебегут ли они в Легион?
– Дело в том, что до конца не ясно, кто именно будет готовить сомалийских военнослужащих: специалисты нашего Минобороны или представители частных компаний.
Дело в том, что в последнее время военно-техническое сотрудничество не исключает ситуации, когда та или иная страна может участвовать в конфликте не напрямую, а через специализированные частные компании.
– Насколько продуктивный способ избрали Россия и Франция, чтобы покончить с сомалийским пиратством?
– Я считаю, что делать что-то здесь надо и что посыл верный. Другое дело, осуществим ли замысел Парижа технически. Во-первых, непонятно, существуют ли реальные самостоятельные вооруженные силы Сомали. Напомню, что нынешнее официальное сомалийское правительство – уже третье.
Но его наличие абсолютно не меняет ситуацию, при которой страна фактически разделена на независимые анклавы, каждый из которых живет своей жизнью. Попытки объединения страны до последнего времени наталкивались на клановые противоречия. Никто не хочет подчиняться центральному правительству.
Читайте: Чей заказ выполняют пираты из Сомали?
Тем более что сейчас в стране продолжают усиливаться исламисты. Если раньше тут большое влияние оказывали "исламские" или "шариатские" суды, то теперь – группировки вроде "Аль-Шабаб". И возникает вопрос, из кого французы намерены готовить сомалийские войска?
– Насколько боеспособны будут эти подразделения и станут ли стрелять в своих собратьев?
– Возможно, что российские и французские инструкторы и натренируют как следуетсомалийских военных, поскольку это хороший боевой материал. Однако
Но тут же и командиры, и солдаты переругались между собой и разбежались кто куда. Причина – клановые противоречия. У нынешних сомалийцев нет государственного сознания и по этой причине нет спаянности.
– Каким же образом, на ваш взгляд, реально покончить с сомалийской проблемой?
– Универсальное решение найти сложно. Напомню, что все прежние попытки навести здесь порядок проваливались, например, непосредственное вмешательство американцев в 1992 – 95 гг. Не хотелось бы давать безрадостные прогнозы, но пока света в конце туннеля не видно. Начиная с проблемы сомалийской государственности.
Так, самыми крупными государственными образованиями на территории страны являются Сомалилэнд и Пунтленд. Первый точно не захочет расставаться со своей независимостью, Пунтленд выставляет себя в роли "автономного штата".
Но проблема в том, что все шесть крупных сомалийских племенных союзов и кланов враждуют между собой. В таком случае очень сложно договориться.
Однако шанс все же существует. Для этого Сомали должна отказаться от поста президента и ввести такую систему правления, при которой во власти в более-менее равной степени присутствовали бы все представители племенных союзов.
Но пока этого не происходит, на повестке дня стоит силовая операция. Однако перед ее проведением необходимо извлечь все уроки из неудавшейся операции 1992–95 гг. Тогда пытались провести полицейскую операцию. Теперь же силовые действия нужно сочетать с административными.
Например, лишать за поддержку боевиков те или иные кланы гуманитарной помощи. Решение проблемы может быть только комплексным.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.