В Эстонии опять кипят страсти по памятнику. На сей раз не по "Бронзовому солдату", убранному с площади Тынисмяги в центре Таллина и перенесённому на воинское кладбище. В центре борьбы оказался монумент Петру I, который должен появиться в центре Нарвы в следующем году.
Имя человека, которому не нравится идея появления в Нарве своего "медного всадника", – то же, что и у главного инициатора демонтажа Воина-освободителя. Речь идёт о премьер-министре Эстонии Андрусе Ансипе, для которого, похоже, борьба с "русскими" памятниками становится делом жизни.
Теперь обо всём по порядку. Несколько лет назад ныне покойный таллинский пенсионер Константин Рудковский предложил установить в Нарве уменьшенную копию памятника Петру, который стоял в таллинском президентском дворце Кадриорг до 1940 года. Он исчез лишь после того, как в 1940 году в город вошла Красная Армия, а спустя год – вермахт.
Читайте: Эстонский нацист на службе у Саакашвили .
Идея имела под собой все основания. Дело в том, что Нарва была одним из главных полей сражений Северной войны 1700-1721 гг., ставшей триумфом русского оружия и лично императора Петра I.
Недаром в городе есть площадь, уже не один век носящая имя Петровская (Пеэтери). И потому местное городское собрание, где преобладают русскоязычные депутаты, с энтузиазмом восприняло эту идею.
В качестве места для установки памятника рассматриваются два варианта — перед городской школой Пеэтри или собственно на Петровской площади. "Сейчас есть готовый бюст, вполне вероятно, найдутся в ближайшее время и средства", — пояснил в середине сентября председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин.
30 сентября мэрия Нарвы дала добро на установку памятника. Вицэ-мэр Андрей Филиппов заявил, что монумент появится ориентировочно в июне 2010 года. До этого времени должны быть решены все профессиональные, этические, эстетические и юридические вопросы, а также точно определено место.
Казалось бы – дело решенное. Но ещё до того, как мэрия дала добро, из Таллина последовала резкая реакция премьер-министра Андруса Ансипа. Мотивируя демонтаж "Бронзового солдата", он счел его символом "советской оккупации".
И то, что под памятником была братская могила – не остановило премьера, взявшего курс на "очищение страны от тоталитарного наследия".
Петра Первого в симпатиях к Сталину не обвинишь. Однако угораздило его стать тем царём, который присоединил к Российской империи населённые эстонцами земли.
И этот факт не даёт Ансипу покоя. Потому-то эстонский премьер и выступил резко против установки памятника, попутно обвинив почившего ещё в 1725 году монарха в том, что он был палачом эстонского народа.
Читайте: "Бронзового солдата" не пустили в центр Таллина .
"Я отношусь к Петру I очень негативно. Я думаю, что он палач. У меня нет оснований уважать Петра. Он депортировал людей из моего родного города (Тарту).
И я думаю, что у жителей Нарвы тоже нет причин быть благодарными Петру I,так как оттуда тоже шла депортация. Речь идет об убийце и завоевателе, монументу которому не место на земле Эстонской", - сказал Ансип, выступая 26 сентября по Национальному радио.
"Борец за историческую справедливость" забыл об одной вещи. В существовавшей в 1920-1940 гг. Эстонской республике, которая для нынешних властей в Таллине является своего рода примером для подражания, памятники Петру никто не трогал.
И палачом эстонского народа не называл. Мало того – монумент российскому императору стоял не где-нибудь, а во дворце Кадриорг – резиденции эстонского президента.
До сих пор многие эстонцы хорошо относятся к российскому императору за то, что он дал им возможность развивать свою культуру, чтобы не похоронить её в угоду местным немецким баронам, стремившимся германизировать маленький прибалтийский народ.
Многие, конечно, припоминают Петру, что тот сохранил крепостное право. Но ведь в России это крепостное право было ещё куда жёстче. А фактов, свидетельствующих, что Петр истреблял эстонцев по национальному признаку, – нет и в помине.
Но вернёмся в наше время. Борясь с памятником, Ансип явно превышает свои полномочия. Установка монументов находится в ведении местных властей. Впрочем, два года назад мэр Таллина Эдгар Сависаар также возражал против демонтажа "Бронзового солдата". Но памятник всё равно убрали.
Глава Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин 30 сентября заявил, что у жителей Нарвы, среди которых около 90 процентов составляют русскоязычные, есть своя история. И своё мнение. И они вправе выбирать, к кому прислушиваться. "Это наше внутригородское дело, кому ставить памятники", - заявил он.
"Есть фактически две эстонские республики. Первую (довоенную. – Ред.) отвоёвывали борцы за свободу. Когда эти люди стали руководить государством, они почему-то разрешили памятнику Петру спокойно стоять в Таллине. И он простоял до 1940 года.
Мы вполне спокойно можем заявить, что люди первой республики для нас гораздо больший авторитет, чем какой-то Ансип", — подчеркнул Стальнухин.
Интересно, что в Нарве есть памятник "Шведский лев", установленный в честь соперника Петра Первого - шведского короля Карла XII. Но его существование Ансипу не мешает. Видимо, бывшему инструктору Тартуского горкома КПСС противен любой памятник, отождествляемый с Россией и русскими.
Читайте: "Бронзовый солдат" ударил по кошельку Эстонии .
Но тем самым он вычёркивает из эстонской истории более 200 лет. А заодно оскорбляет русскоязычных жителей республики, составляющих треть населения страны.
В общем, всё идёт к тому, что в Эстонии разгорятся очередные страсти вокруг памятника. Предыдущая, имевшая место два года назад вокруг "Бронзового солдата", уже осложнила отношения между титульной нацией и русскоязычным населением.
А борьба с Петром Первым, инициированная премьером Ансипом, не только не будет способствовать преодолению межнациональных противоречий, но лишь усилит их.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.