Сегодня начинается визит президента России Дмитрия Медведева в США. Он уже прибыл в Нью-Йорк, где выступит на заседании Генеральной ассамблеи ООН. Кроме того, сегодня он проведёт переговоры с американским коллегой Бараком Обамой.
Можно предположить, что одной из центральных тем на переговорах двух лидеров станет недавний отказ американцев разместить элементы противоракетной обороны в Польше и Чехии, а также кардинальное изменение подходов американцев к ПРО в целом.
Накануне визита Медведев отметил, что решение Обамы по ПРО стало хорошим сигналом, и если США прислушались к мнению России, то и РФ прислушается к американцам. Вместе с тем, Медведев дал понять, что это не означает примитивных компромиссов.
Президент России подчеркнул, что противоракетная оборона должна иметь глобальный характер, а не создаваться изолированно отдельными странами.
А к этому США явно не готовы. Более того, 20 сентября министр обороны США Роберт Гейтс подчеркнул, что решение по ПРО не было уступкой России.
А Барак Обама в тот же день заявил о том, что изменение планов по ПРО станет для России преимуществом только в том случае, если она будет теснее сотрудничать с США по вопросу о ядерной программе Ирана.
В этом контексте сдержанность российского лидера понятна. Важное значение имеет и то, что новые планы США по ПРО по-прежнему могут нести в себе угрозу для России.
Об этих планах рассказал вышеупомянутый Роберт Гейтс. Предполагается, что на первом этапе их реализации (до 2011 г.) США разместят доказавшие свою эффективность ракеты-перехватчики SM-3 надводного базирования "в районах, где мы наблюдаем наибольшую угрозу для Европы".
Второй этап, который должен завершиться к 2015 г., предполагает размещение модифицированных SM-3 на суше - в Южной и Центральной Европе.
На всех этапах будут задействованы десятки ракет SM-3 (в прежней программе фигурировали всего 10 ракет-перехватчиков в Польше). Вместо стационарной радиолокационной станции - такую предполагалось разместить в Чехии - планируется использовать намного более гибкие детекторы, размещенные на самолетах, в космосе и на земле.
"Эти системы дают намного более точную информацию, обеспечивают более широкие возможности раннего предупреждения и слежения, легче объединяются в сеть", - пояснил Гейтс. Он добавил, что в эту структуру можно эффективно встроить уже работающие радары.
По словам Гейтса, он хочет как можно скорее создать реальный потенциал и максимально задействовать новые технологии для борьбы с будущими угрозами. "Мы укрепляем, а не отменяем противоракетную оборону в Европе", - заключил он.
Получается, что новая концепция ПРО в Европе - это действительно не уступка российской стороне. Ведь вместо двух тяжеловесных объектов ПРО у границ России может появиться гибкий и мобильный хлыст, который во много раз опаснее того, что придумал Джордж Буш-младший.
Рассмотрим будущую американскую систему ПРО. Поменьшей мере, два-три крейсера и эсминца с противоракетами SM-3 с 2011 г. будут находиться на постоянном дежурстве в омывающих Европу водах Северного и Средиземного морей. При необходимости патрульные группы кораблей могут быть расширены.
Корабли будут обеспечивать противоракетную защиту Европы до того момента, пока (к концу следующего десятилетия) США и союзные государства не завершат размещение на континенте наземной системы ПРО, в частности, пусковых установок стандартной американской ракеты-перехватчика SM-3.
Отметим, что один корабль с установленной на нем системой Aegis может нести на борту порядка ста ракет SM-3. На крейсере класса Ticonderoga ВМС США располагаются 122 контейнера с ракетами в установках вертикального пуска.
На эсминцах класса Arleigh Burke ВМС США – 90 и 96 контейнеров. Сегодня задачи противоракетной обороны могут выполнять 18 из более чем 80 кораблей США, оснащённых системой Aegis. 16 из них базируются в регионах Тихого океана.
Поясним некоторые моменты. Аegis – одна из самых совершенных корабельных систем боевого управления. С ее помощью американские крейсера класса Ticonderoga и эсминцы класса Burke способны одновременно обнаруживать, отслеживать и уничтожать сотни воздушных, наземных и надводных целей.
SM-3 (Standard Missile-3) - это трехступенчатые ракеты-перехватчики, устанавливаемые на крейсерах и эсминцах. Длина ракеты – 6,55 метра, диаметр – 0,34 метра, размах крыльев – 1,57 метра, дальность полета – до 500 километров.
В американских инициативах есть также "географическая составляющая". В качестве возможных мест для размещения наземных элементов ПРО уже рассматриваются Балканы – в частности, Албания. Есть и другой вариант - Турция.
Со стратегической точки зрения строительство объектов ПРО на турецкой территории стало бы крупным успехом Белого дома, поскольку Турция – влиятельная региональная держава. Она в определенной степени дистанцируется от США, стараясь вести самостоятельную политику.
Однако проблема ПРО резко повысит ставки, поскольку тогда Вашингтон приложит большие усилия, дабы полностью вернуть турецкую внешнюю политику в фарватер США.
С учетом важности Турции для энергетических проектов "Южный поток" и "Набукко" накал страстей может оказаться не меньшим, чем в случае с Польшей и Чехией. Ведь Турция расположена очень близко от России. Да и Балканы от нас – тоже недалеко.
Буш-младший был прям в своих намерениях. Его политика вызывала раздражение, отторжение и недовольство. Администрация Обамы более дипломатична. Но опасность, которая может скрываться за пересмотром доктрины по ПРО, нельзя недооценивать.
Так что разговор президентов России и США на тему ПРО простым явно не будет. Данная проблема с повестки дня российско-американских отношений не снята.
О том же самом читайте на английской версии "Правды.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.