Тревожный для России сигнал поступил из Средней Азии. Таджикистан может потребовать у Москвы арендную плату в 300 млн долларов в год за пребывание в этой стране российской 201-й военной базы. Кроме того, таджики хотят взять под контроль находящуюся там военную технику.
Сейчас Россия платит за использование базы, но намного меньше. Точная сумма не разглашается.
Речь о повышении платы за базу шла все последние годы, но в плоскость конкретных решений дело не переводилось. Видимо, таджикское руководство решило, что сейчас наиболее удачный момент для того, чтобы выдвинуть подобные требования.
Если связать воедино проблемы, которые накапливались между Россией и Западом, складывается впечатление, что Таджикистан начинает игру на стороне ЕС и США, которые используют его для давления на Россию.
Требования о 300 миллионах совпали с рядом событий, которые могут иметь косвенное отношение к этому вопросу.
Как известно, на следующей неделе произойдут два важных события в российско-американских отношениях – встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы на саммите «Большой двадцатки» в Питтсбурге и первое заседание специальной российско-американской комиссии по «перезагрузке» отношений под председательством глав внешнеполитических ведомств – Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон.
На повестке дня будут стоять такие тяжелые вопросы, как новый Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), проблемы Афганистана и Ирана, проблемы нераспространения ядерного оружия, европейской безопасности, расширения НАТО. Переговоры идут тяжело, и пока о прогрессе говорить рано.
Вернемся к Таджикистану. Это страна интересна в свете решения вопроса об американском и европейском военном транзите в Афганистан через Россию. Вот тут и сработает среднеазиатский фактор давления на Москву.
ЕС в своё время выработал стратегию по Центральной Азии по обеспечению регионального сотрудничества, в рамках которой Таджикистану в 2007-2010 гг. предусмотрено выделение 66 миллионов евро для содействия развитию образования, сельского хозяйства, контроля на границах, противодействия незаконному обороту наркотиков.
По состоянию на 2006 г., в списке доноров Таджикистана лидируют США. На них приходится 44,5 процента всей выделяемой беднейшей стране СНГ помощи. Далее следует Германия (15,3 процента), Латвия (13,3), Казахстан (6,9), Россия (4,1) и Узбекистан (0,6).
Реальным является тот факт, что помощь США перешла из области гуманитарной в область продвижения демократии, укрепления безопасности и силовых структур, развития инвестиционного климата и улучшения социальных услуг.
Что стоит за этими словами – известно на примере Ирака, уже шесть лет оккупированного американцами. Впрочем, таджикское руководство, похоже, этого не боится.То и дело идут разговоры о том, что оно готово обсуждать вопрос о предоставлении американским военным аэродрома «Айни» близ Душанбе.
Кстати, в аэропорту Душанбе ещё с 2001 г. расквартирован французский корпус поддержки сил ISAF - Международных сил содействия безопасности в Афганистане. И их выгонять никто не спешит. И плату никто не повышает.
Правда, американские деньги до большинства таджиков явно не доходят. Число таджикских граждан, занимающихся трудовой деятельностью в России, составляет порядка миллиона человек, или 20 процентов трудоспособного населения страны.
По данным Всемирного банка, в 2007 г. общая сумма их денежных переводов на родину составила 46 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Причем в сельской местности доходы от трудовой миграции составляют 30-40 процентов бюджета семей.
Что касается военного присутствия России в Таджикистан, то оно во многом носит вынужденный характер. В начале 1990-х гг. надо было остановить гражданскую войну, а затем - не допустить в страну крупные вооруженные формирования из соседнего Афганистана.
Помимо этого, само наличие Вооруженных Сил РФ сдерживает радикальную исламскую оппозицию в Таджикистане.
В период формирования национальных государственных структур, практически совпавший с началом гражданской войны, Таджикистан не мог взять под охрану собственные границы. Эти функции была вынуждена взять на себя Россия, создав Пограничную группу в Республике Таджикистан, численность которой в 1993 г. была доведена до 12 тыс. чел.
Таким образом, РФ обеспечила условия для формирования к 1994 г. таджикских пограничных структур (застав, комендатур, отрядов) при Комитете национальной безопасности. Именно Россия сыграла ключевую роль в этом
Нельзя забывать и о стабилизирующей роли, которую играет российская база в настоящее время. Численность войск составляет 7,5 тыс. человек, включает три мотострелковых полка — 92-й (Душанбе), 148-й (Куляб), 191-й (Курган-Тюбе), 998-й самоходный артиллерийский полк (Душанбе), 1098-й зенитно-ракетный полк (Душанбе).
В Душанбе также дислоцирована 670-я авиагруппа (пять штурмовиков Су-25), а в Курган-Тюбе — отдельный дивизион установок системы залпового огня БМ-21 "Град". Таким образом, российская база является важным элементом безопасности как для Таджикистана, так и для РФ.
Но, видимо, сейчас таджикское руководство сочло ситуацию в стране достаточно стабильной, а западную помощь – вполне достаточной, чтобы забыть, благодаря кому они удержались у власти и выдвигать финансовые требования к России.
Об этом же читайте на английской версии "Правды.Ру" .
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.