Каспий: конфликтные зоны "нефтяного" моря

11-13 сентября в казахстанском городе Актау пройдет неформальный саммит глав России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении.

Предполагается, что на нем будут обсуждаться вопросы развития межгосударственных отношений и взаимодействия прикаспийских государств, в том числе и ход переговорного процесса по статусу Каспийского моря и разграничению зон интересов прибрежных государств.

Фон для переговоров непростой. Азербайджан и Туркмения вступили в жаркий спор за обладание ресурсами Каспия. Со времен распада СССР эти республики не могут поделить углеводородные богатства каспийского шельфа. Сейчас противоречия между ними настолько обострились, что дошли до опасной черты.

Как заявил 24 июля президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов, поиск и разработка взаимоприемлемых решений сдерживаются из-за позиции Азербайджана, который в одностороннем порядке приступил к разработке спорных месторождений нефти и газа ("Омар" и "Осман") и имеет серьезные виды на обладание месторождением "Сердар".

"Для Туркмении является неприемлемой подобная практика односторонних действий на Каспийском море, в первую очередь по разработке тех участков, где отсутствуют договоренности заинтересованных государств", – заявил Бердымухаммедов.

Он отметил, что во всех существующих со времен СССР нормативных актах четко определено, что эти месторождения находятся в пределах территории Туркмении.

Бердымухаммедов дал поручение сообщить международным компаниям, которые работают на спорных участках, что в случае, если Международный арбитраж примет сторону Туркмении, она потребует от них возмещения убытков.

1 сентября туркменский президент объявил о решении создать на Каспии военно-морские силы со своими базами. МИД Азербайджана осудил это.

Правда, он и сам предпринимают усилия по наращиванию своей боевой мощи. Еще 22 июля президент Ильхам Алиев потребовал начать в 2010 г. строительство судостроительного завода, способного выпускать не только танкеры для перевалки нефти с восточного побережья Каспия в Азербайджан, но и любые суда, в том числе военного назначения.

При этом он ведет споры за Каспий с еще одним соседом – Ираном. В Баку дали понять, что не против свести проблему правового статуса Каспия к советско-иранскому договору 1921 года, который определяет границу между странами на Каспии по линии Астара (Азербайджан) – Гасангули (Туркмения).

Цель Баку понятна: сохранить контроль над оспариваемым Ираном месторождением "Араз-Алов-Шарг".

Для этого Азербайджану нужно заручиться поддержкой других бывших республик СССР – России, Казахстана и той же Туркмении. Фактически в Баку думают о возможной трансформации существующих двусторонних соглашений по Каспию (между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном и Азербайджаном и Казахстаном плюс Туркмения) в "союз четырех".

Россию крайне беспокоит обстановка в регионе. Об этом в августе говорил Дмитрий Медведев.

"Во-первых, неурегулированность международно-правового статуса Каспийского моря. Во-вторых, ряд нерешенных двусторонних проблем. И, в-третьих, нестабильность ситуации в регионе в целом", - так описал российский президент сложившуюся ситуацию.

Он напомнил, касаясь вышеозначенных споров, что их разрешением Россия и другие страны региона занимаются уже 12 лет, порой эти "переговоры идут не просто, а временами просто не идут".

Поэтому российская сторона предложила разработать специальную межправительственную программу - "дорожную карту" - в рамках предлагаемой Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).

Ситуация осложняется тем, что США и ЕС видят в Азербайджане и Туркмении основных поставщиков для газопровода "Набукко", по которому голубое топливо из каспийского региона должно пойти на Запад в обход России. Азербайджанский лидер Ильхам Алиев согласен с этим проектом. Гурбангулы Бердымухаммедов пока думает.

А вот российский президент в августе ясно дал понять, что интересы ЕС, США и прочих внерегиональных игроков в зоне Каспия Россию не волнуют. Для нее приоритетом являются планы свои и других прикаспийских государств.

МИД России в прошлом месяце конкретизировал российскую позицию. "Любое решение о проектах транскаспийских трубопроводов должно рассматриваться на основе согласия пяти прикаспийских государств", - говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

Это означает, что наша страна не намерена выводить из игры Иран. И без того попытки его изоляции, за которыми стоят США и ЕС, дестабилизируют ситуацию в этом и без того неспокойном регионе.

Можно предположить, что Россия и Казахстан сумеют поспособствовать нормализации отношений Азербайджана с Туркменией и Ираном. Это позволило бы не только осуществить идею ОКЭС, но и выйти на практическое решение проблемы правового статуса Каспия.

В таком случае в проекте "Набукко" - уже в рамках ОКЭС - могли бы принять участие Россия и Иран. Чему, правда, наверняка будет противиться Запад, ибо именно избавление от российского "энергетического шантажа" он и полагает целью проекта "Набукко".

При ином раскладе Россия и Туркмения могли бы начать экспорт своих энергоресурсов через Иран в Турцию, оставляя в тылу особо заигрывающий с Западом Азербайджан с его коммуникациями.

В общем, на неформальном саммите в Актау предстоит очень непростой разговор. От его исхода будет зависеть многое как в плане обеспечения безопасности региона, так и в деле налаживания их взаимовыгодного эффективного сотрудничества прикаспийских государств.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить