Президент России Дмитрий Медведев 25 августа прибывает с двухдневным официальным визитом в Монголию. Он проведёт переговоры с президентом страны Цахиагийном Элбэгдоржем. Программа визита будет очень насыщенной. Главным мероприятием обещают стать торжества по случаю 70-летия совместной победы советских и монгольских войск над Японией на реке Халхин-Гол.
По итогам встречи двух президентов планируется подписание декларации о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией, а также ряд других двусторонних документов – преимущественно в экономической сфере.
Напомним, что Монголия – страна, которой в последнее время российское руководство уделяет повышенное внимание. Так, в мае этого года с визитом в Улан-Баторе побывал премьер-министр Владимир Путин. И это не случайно. Помощник президента РФ Сергей Приходько отметил: "Российско-монгольские отношения носят стратегический характер".
Прежде всего, Монголия интересна России богатыми залежами природных ресурсов – в первую очередь, урана. Кроме того, российские компании могут поучаствовать в строительстве в стране АЭС, ГЭС и железных дорог.
Российская сторона также заинтересована в развитии ряда совместных горнорудных проектов (в частности, предприятий "Эрденет" и "Монголросцветмет", которые, по данным помощника российского президента Сергея Приходько, являются главными локомотивами российско-монгольского сотрудничества) и инвестировании в монгольское сельское хозяйство.
Впрочем, не одной экономикой живы российско-монгольские отношения. Нас связывают старые связи.
Напомним, что именно русские военные (отряд барона Унгерна) в 1921 г. освободил Монголию от китайского владычества. Правда, уже через полгода его силы были разбиты вступившими в Монголию частями Красной армии. Но факт остается фактом, и о нем в Улан-Баторе не забыли.
Тем более что просто напросто "красные" русские сменили "белых" русских. Между СССР и Монголией сложились прочные связи. После того как в 1924 г. была провозглашена Монгольская народная республика, они год от года крепли. Именно МНР больше других соцстран претендовала на право называться 16-й союзной республикой СССР.
Во времена социализма советские специалисты построили в МНР множество больниц, заводов, дорог, жилых районов Улан-Батора и других городов. После распада СССР и краха социализма в самой Монголии (1990 г.) власти этой страны были не прочь вступить в СНГ.
Сегодня она участвует в ряде структур Содружества в качестве наблюдателя (в частности, в координационных комитетах по статистике, железным дорогам и др.), но об официальном членстве разговор пока не идёт. Кроме того, Монголия является официальным наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и даже подала заявку на участие в ней.
Успешно развивается и военное сотрудничество. Лучшее тому подтверждение – состоявшиеся сегодня на севере страны российско-монгольские учения "Дархан-2".
Стороны также уделяют особое внимание интенсификации торгового сотрудничества, которое, по мнению ряда аналитиков, заметно отстает от уровня политического взаимодействия. Товарооборот между нашими странами в 2008 году составил всего около 1,3 млрд долларов, хотя, по оценкам экспертов, он может быть на порядок больше.
Во многом здесь влияет то обстоятельство, что про Монголию после распада СССР в России на некоторое время забыли. Не самым лучшим образом на развитии двусторонних связей сказалось давление монгольских властей на российский бизнес, имевшее место в предыдущие годы.
Но и сегодня некоторые представители российских разработчиков недр высказывают опасение: где гарантия от рецидивов такой ситуации? И это обстоятельство заметно тормозит дальнейшее развитие наших отношений и продвижение России на монгольский рынок.
Удастся ли ей расширить свои позиции в Монголии? На этот вопрос в интервью " Правде.Ру" ответил заместитель декана биолого-географического факультета Улан-Удинского университета Павел Манжуткин: "Монголия имеет огромную стратегическую важность, причем не только для России. Во-первых, это буферная зона между Россией и Китаем.
Во-вторых, страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, включая уран. И конечно, по этой причине за влияние в Монголии идёт очень тяжелая борьба. Туда пытаются проникнуть и утвердиться все более-менее развитые страны, включая Южную Корею.
При этом захват сырьевых ресурсов обозначен лишь программой-минимум. Программа-максимум как раз подразумевает приобретение в стране политического влияния, которое бы позволяло в целом контролировать положение в этом буфере между Россией и Китаем.
Разумеется, большое значение имеет то, кто первым туда пришел, и в этом смысле преимущество пока на нашей стороне. Мы были в Монголии, и мы там остаёмся. Вопрос только в параметрах нашего влияния.
Основная проблема для России в том, что сейчас, в отличие от былых времен, монгольские школьники не изучают русский язык, что крайне негативно отражается на развитии наших отношений. И этот вопрос нужно как-то решать.
Пока мы можем "выезжать" на представителях старшего поколения монгольского народа, которые, будучи обладателями и носителями русского языка, в значительной степени ориентируются на нас.
В то же время оторванная от него монгольская молодежь всё чаще смотрит в сторону Китая, Японии, стран Запада, включая США. И теперь наметилась тревожная тенденция: мы уже утратили там своё монопольное влияние.
Немаловажное значение имеет и визовый вопрос. Он сильно тормозит развитие двусторонних отношений. Если бы не было виз, мы бы из Монголии не вылезали. Эта проблема многогранна. Во-первых, получение визы в Монголию стоит 2400 рублей (для наших людей - довольно большая сумма).
Во-вторых, срок ее действия ограничивается тремя месяцами. И, в-третьих, приходится затрачивать время и немалые усилия на её получение. Будем надеяться, что в результате визита президента РФ Дмитрия Медведева визы будут отменены".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.