В течение нескольких последних недель Российское государство получило сразу три несильные, но неприятные оплеухи. Причем от близких соседей. Причем не от озлобленных или обиженных ненавистников, а от самых что ни на есть друзей.
Ну кто бы мог подумать?
Сперва Киргизия, сделав ряд реверансов в сторону России, все же решила передать американцам аэропорт Манас под военную базу, с которой будут перебрасываться в Афганистан армейские, но мирные грузы (любопытно, как их станут проверять на мирность?).
Потом президент Таджикистана объявил, что отныне русский язык не будет в стране считаться государственным, и вся документация в республике станет вестись только на таджикском.
И, наконец, батька Лукашенко послушными устами одного из своих чиновников сделал обязывающее заявление: дескать, отныне граждане Белоруссии, желающие посетить Абхазию, должны пробираться туда не через Россию, а исключительно через Грузию.
Вот такие дела.
Некоторые издания, не ожидавшие подобного афронта от соседей по СНГ, на всякий случай подняли осторожный визг. Появились даже предложения достойно отреагировать – а именно учинить авторам недружественных актов какую-нибудь ответную пакость. Скажем, ввести с Таджикистаном визовый режим – и пусть они попляшут!
Все три акции дружественных государств очень конкретны, у каждой свой смысл и своя причина. И у всех трех акций есть причина общая. Начну с частностей.
То, что американские самолеты будут использовать для своей военной группировки в Афганистане киргизский аэропорт, видимо, хорошо для Киргизии – крупно разживется валютой. Возможно, хорошо и для Америки. Но для России хорошо безусловно.
Дело в том, что в Афганистане американцы решают свои тоже, но в первую очередь российские проблемы. Ведь раньше на афганской границе стояли наши войска. И наши войска, к сожалению, несли потери. И стоило все это российскому бюджету уйму денег.
А уйти с границы мы не имели возможности – многочисленные и хорошо вооруженные отряды талибов вполне могли бы через год-другой появиться не на таджикской границе, а на российской. И наркотики, которые ныне ручейками просачиваются в Россию, потекли бы к нам широкой рекой.
Сегодня же талибам не дают развернуться в Афганистане американские войска, и тратит уйму денег на эту войну американский бюджет, и гибнут в горной стране молодые американцы. Мне искренне жаль этих ребят – но я рад, что наших мальчишек сейчас на афганской границе не убивают и угроза с Юга, по крайней мере, в ближайшие годы, не актуальна.
Поражение американцев и восстановление в Афганистане крайне агрессивного режима талибов обернулось бы для России многолетней головной болью и тяжелыми потерями. Поэтому решение правительства Киргизии – в наших интересах.
Сложнее с Таджикистаном. Понижение статуса русского языка в любом случае неприятно. Язык, по сути, такой же предмет экспорта, как нефть или станки. Страна, где говорят по-русски, и в культурном, и в экономическом, и даже в политическом отношении будет ориентирована на Россию. Но чем нам грозит демарш таджикского лидера?
Миллион таджиков нынче работают в России. Еще миллион готов приехать, поскольку дома работы нет. Для всех этих людей русский язык – кусок хлеба и шанс на будущее. Неужели они откажутся от этого шанса, чтобы сделать приятное своему президенту? Как учили русский, так и будут учить.
Проще всего с белорусским вождем. Батька человек прямой и откровенный, потому и предсказуем. Даст ему Россия денег – будет Россию любить. Не даст – не будет. Никаких санкций он не боится, потому что сидит на трубе: наше топливо идет в Европу через Белоруссию, и Лукашенко не упускает случая об этом напомнить.
Пытались продавать ему горючее по рыночным ценам, тут же раскрыл объятия Западу – правда, в эти объятия никто так и не бросился. Не знаю, чего он хочет получить от России на этот раз. Видимо, чего-то хочет. Но нам-то что с того? Хотеть не вредно. Признает он Абхазию, не признает – абхазам от этого ни жарко, ни холодно.
Что Лукашенко экспортирует в Сухуми, кроме своих заявлений? Что там покупает? И давайте спокойно вдумаемся: если белорусы решат отдохнуть в Пицунде, они поедут туда через Тбилиси, как Батька велел? Да плюнут на него и поедут, как ближе и дешевле, то есть именно через Москву.
Так что если Лукашенко в очередной раз выставит свою любовь на торги, России лучше в этом аукционе не участвовать. Любит – хорошо, не любит –
Всерьез подумать стоит об ином. Почему в такие счастливые для нас благодаря заоблачным ценам на нефть двухтысячные годы от России все чаще отворачиваются недавние братские республики? Чем это объяснить?
Политологи во всех случаях находят один ответ – это все он, коварный толстяк с толстой сигарой в золотых зубах, проклятый дядя Сэм! Хорошо, что Америка прочно стоит на ногах: не дай Бог, развалится, где еще наши державники найдут такую удобную, такую универсальную палочку-выручалочку?
Увы, причины если не всех, то почти всех неприятностей России надо искать не за океаном. Когда несколько лет назад в Киргизии толпы людей, доведенных до отчаяния чиновничьей коррупцией, вышли на улицы, наши официальные СМИ тут же определили,что во всем виноват американский посол, на деньги ЦРУ устроивший "тюльпановую революцию".
Но ведь в Бишкеке имел место и российский посол – почему же он не захотел переиграть заокеанского коллегу? Или все же дело не в активности послов? А, главное, чем все кончилось? Вот чем: один пророссийский правящий клан в Киргизии сменился другим пророссийским правящим кланом.
Киргизия и сегодня дружественная нам страна. Но смогли ли ее нынешние лидеры забыть всю грязь, вылитую в те дни на их головы?
Американцам нет нужды сеять в Таджикистане антироссийские настроения – это вполне успешно делают наши скинхеды. Для нас убитый на питерской улице таджикский ребенок всего лишь еще один случай хулиганства.
Когда в ток-шоу косноязычный "патриот" требует изгнать из столицы таджикских дворников, мы понимающе усмехаемся: опять хитрым телевизионщикам для рейтинга понадобился дурак позабавнее.
В Душанбе смотрят на это иначе: Россия - страна, где ненавидят, гонят и убивают таджиков. И президент страны, при всем уважении к русской культуре, вынужден бросить кость местным "патриотам".
А теперь зададим себе вопрос: почему ни США, ни Англия не требуют для своего популярнейшего языка высокого статуса в разных странах? Да именно потому, что популярнейший. Ему не нужна дополнительная поддержка: во всем мире все подростки, желающие чего-то добиться в жизни, трудолюбиво осваивают английский.
Слишком много привлекательного стоит за этим языком: богатая англоязычная литература, мощнейная экономика США, восьмисотлетний британский парламент, фильмы Чаплина, песни Маккартни, законы, надежно защищающие и права человека, и его собственность, и неприкосновенность жилища.
Русская культура на пространстве бывшего Союза мало нуждается в опеке: там по-прежнему читают Чехова и Булгакова, слушают Окуджаву и Высоцкого, смотрят фильмы со Смоктуновским, Леоновым и Чуриковой. Сможем ли мы поднять экономику и политику до уровня культуры?
Сможем избавиться от силовых рэкетиров, "кошмарящих" бизнес, от воров, безнаказанно вершащих судьбы людей в чиновничьих кабинетах, от продажных судей, от телевидения, представляющего собой странный симбиоз откровенного холуйства и предельно убогого юмора?
Сможем выкорчевать цепкий расизм, вонь от которого идет на все соседние страны? Сумеем сделать нашу родину правовым государством, гуманным, процветающим и по-настоящему свободным?
Сумеем - тогда все проблемы с соседями решатся сами собой. И дружить с Россией, торговать с Россией, учиться в России и учиться у России станет не только выгодным, но и престижным.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.