События в Иране и вокруг него приобретают все более тревожный характер. Это побудило госсекретаря США Хиллари Клинтон высказаться в Таиланде, на региональном саммите, о том, что если США расширят "оборонный зонтик" в регионе, то вряд ли Иран почувствует себя сильнее или безопаснее с ядерным оружием.
Клинтон при этом подчеркнула, что США по-прежнему предлагают взаимодействие Ирану, но предупредила, что "атомные часы продолжают тикать".
В свою очередь, начальник российского генштаба Николай Макаров, выступая на пресс-конференции в Хабаровске в связи с началом совместных российско-китайских маневров "Мирная миссия-2009", подчеркнул значимость военного взаимодействия с Китаем в свете ухудшения политической ситуации в Центральной Азии.
В частности, предупредив о возможности еще большего обострения ситуации в Афганистане. В Ираке, считает генерал, "сохраняются предпосылки для развязывания гражданской войны и распада страны на отдельные субъекты". Как известно, исламская республика Иран находится между этими неспокойными мусульманскими государствами, в которых увязли американцы и их союзники.
Сегодня политическая ситуация в Иране резко обострилась на фоне открытого противостояния двух ее духовных столпов – аятолл Али Хаменеи и Али Акбара Хашеми Рафсанджани. Рафсанджани, выступая с молитвенной проповедью на прошлой неделе в университете Тегерана, заявил, что нынешние власти потеряли доверие миллионов иранцев.
Он призвал освободить всех, кто был задержан в ходе акций протеста оппозиции против результатов выборов. Ранее Рафсанджани не высказывал свое мнение по поводу беспорядков, вспыхнувших после выборов, но члены его семьи, включая дочь Файзе, открыто поддерживали проигравшего кандидата Мусави.
Теперь Рафсанджани позволил себе критику в адрес Совета стражей конституции, осудил арест представителей оппозиции и потребовал ослабления цензуры в СМИ, назвав это необходимым условием для свободных политических дебатов.
Как известно, духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи поддержал победу на выборах Махмуда Ахмадинежада и призвал прекратить демонстрации протеста, которые оппозиция стала проводить, требуя отмены результатов голосования и проведения новых выборов.
Обычно мнение духовного лидера Ирана непререкаемо, поэтому неожиданная критика второго по популярности духовного лица, каким является Рафсанджани, может быть воспринята как сигнал для оппозиции ко второму раунду "цветной революции".
"Властные узы, объединявшие обоих наследников Хомейни в течение последних 20 лет, разорвались", - пишет в этой связи "Фигаро". Противостояние двух лидеров свидетельствует о все более углубляющемся расколе в верхушке системы, которую создали эти два политика. Они были активными участниками исламской революции 1979 года, столпами иранского режима.
После смерти имама Хомейни Рафсанджани сыграл важную роль в избрании на пост духовного лидера Хаменеи, который, в свою очередь, оказал Рафсанджани поддержку в борьбе за пост президента страны. Теперь Рафсанджани решил публично встать на сторону оппозиции.
"Мы все члены одной семьи, - отметил бывший президент Ирана. – Надеюсь, что с помощью этой проповеди мы сможем преодолеть этот непростой период, который можно назвать кризисом. В нынешней ситуации нам не нужно держать большое число людей в тюрьмах. Мы должны дать им возможность вернуться к своим семьям".
Немецкая Die Welt отмечает, что в Иране в открытой борьбе за власть между различными группировками проявляются первые признаки агонии системы. Иран движется навстречу революции, уверен автор публикации в Die Welt. В стране складывается классическая революционная ситуация: верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.
Сбудутся ли эти прогнозы немецкого политолога, покажет время. Пока же можно с уверенностью говорить о том, что режиссеры очередной цветной революции не теряют времени. Кому-то очень нужны великие потрясения в Иране.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.