Празднование 220-летнего юбилея взятия Бастилии, являющегося национальным праздником Франции, отмечаемым 14 июля, было омрачено массовыми беспорядками. Результаты говорят сами за себя: более 300 сгоревших автомобилей, ранены 13 полицейских и жандармов. Главные участники бесчинств – выходцы из бывших французских колоний. Волнения начались еще 8 июля, когда стало известно о гибели в полицейском участке задержанного накануне молодого выходца из Алжира.
В чём суть нового обострения? На эту тему " Правде.Ру" дал интервью старший научный сотрудник Института Европы Российской Академии Наук (РАН) Сергей Фёдоров:
– Пришедший два года назад к власти президент Николя Саркози клятвенно обещал покончить с иммигрантской проблемой. Выходит, не справился?
– События во Франции наглядно говорят о том, что эта страна, как и вся Европа, отнюдь не избавилась от проблемы иммигрантов. Одна из причин в том, что она не имеет быстрого решения. Требуется немало лет, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
На территории той же Франции расположены около 700 неблагополучных мест, где живут иммигранты. Главным образом, это окраинные кварталы больших городов. Бывшие "красные" районы, где ещё 40 лет назад жил местный пролетариат, который регулярно выходил на улицы.
В 1970-е гг. эти места стали заселять выходцы из бывших французских колоний. В конце концов, такие пригороды превратились в настоящие гнойники, куда не рисковали заглядывать даже полицейские. О серьёзности проблемы говорит тот факт, что во Франции сегодня проживают семь миллионов иммигрантов, в том числе 600 тысяч нелегалов.
– Куда же смотрели власти?
– Франции, как и другим развитым странам Европы, был необходим приток рабочей силы извне. Этого требовала сама экономика. А различные политические силы страны воспользовались появлением сотен тысяч и миллионов новых людей во Франции, чтобы заручиться их поддержкой на выборах.
Дело в том, что постепенно многие из иммигрантов получали гражданство, и политические партии стали соревноваться в том, кто наобещает им больше льгот, включая солидные пособия, позволяющие не работать. В итоге пришли к той самой ситуации, которую мы наблюдаем сегодня. Об этой опасности еще в 1980-е гг. предупреждал французский политик Ле Пен. Но тогда его обвиняли в национализме, а проблема не решалась.
Ситуация усугублялась тем, что иммигранты изначально селились в дешевых районах, где не было такой инфраструктуры, как в привилегированных кварталах. Со временем она ухудшалась и не всегда вовремя приводилась в порядок. Да и селились приезжие со своими большими семьями в квартирах, предназначенных для проживания гораздо меньшего числа людей. А скученность, как известно, не является благоприятным фактором.
В среднем по статистике половина иммигрантской молодёжи не имеет работы. В итоге многие пополняют уличную преступность, идут в банды, торгующие наркотиками и контролирующими проституцию.
– И власти равнодушно на это взирали?
– Как я уже говорил, различные политические силы стремились заручиться поддержкой новых граждан и потому долгое время власти пытались заигрывать с ними, имея намерение интегрировать иммигрантов во французское общество, избегая резких жестов. Но интересно, что иммигрантская молодежь выходила на улицы, заявляя протест против игнорирующего их общества.
Между тем, государство в последнее время делало для них очень много, в том числе путём увеличения пособий. Проблема была в том, что молодёжь в своём большинстве не желала работать. Она танцевала рэп и больше ничего не хотела делать.
– Так Саркози все же удалось х отя бы что-то исправить?
– Одним из его предвыборных лозунгов было увеличение масштабов помощи проблемным кварталам. Однако кризис внёс свои коррективы, и от прежнего плана пришлось отказаться. Но речь идёт не только о денежных вливаниях.
Сегодня взят курс на пополнение французской полиции выходцами из Северной Африки. Власти рассчитывают на то, что это поможет наладить диалог с иммигрантами и снизит накал страстей.
Нельзя забывать и о культурной программе, направленной на мирное сосуществование и интеграцию двух культур. Правда, на то, как это воплотить в жизнь, до сих пор нет внятного ответа. И ни одна из стран, столкнувшихся с иммигрантской проблемой, пока не смогла её решить.
Сегодня наблюдается тенденция к ужесточению законодательства в отношении приезжих. Но всё имеет свои пределы. В том числе и потому, что в
– Насколько остра аналогичная проблема в других европейских странах?
– Положение там ничем не лучше. Как и во Франции, повсюду коренное население стремительно стареет и уменьшается в численности. До кризиса там требовались всё новые рабочие руки. И вот приходится пожинать плоды.
Итальянский премьер Берлускони, к примеру, очень энергично пытается решить данную проблему, но в условиях открытых границ внутри Европы это довольно трудно.
Или возьмем Великобританию. Еще пять лет назад там с уверенностью говорили, что проблему с иммигрантами удалось решить. Но вот прогремела серия взрывов в автобусах и метро, организованных выходцами из бывших британских колоний, и энтузиазм англичан заметно поубавился.
В Великобритании есть кварталы, где проживают исключительно выходцы из Пакистана. В Бирмингеме, втором по величине городе страны, "цветных" уже больше, чем европейцев. Достаточно остро и положение с турками и курдами в Германии, где их насчитывается уже несколько миллионов.
– Вероятно, все это на руку ультра-правым националистическим силам в Европе?
– Да, они сложившейся ситуацией уже пользуются. Вот и прошедшие месяц назад выборы в Европарламент были отмечены успешным участием подобного рода радикалов, которые провели своих депутатов. В Голландии и вовсе совершила прорыв так называемая "антимусульманская партия".
– Нынешние события во Франции заставили вспомнить «Осеннюю революцию» 2005 г., когда сгорели тысячи машин. А началось все с гибели арабских подростков. Возможен ли сейчас рецидив?
– Утверждать, что во Франции вот-вот начнется гражданская война, я бы не стал. Но в перспективе этого нельзя исключать. Всплески, подобные нынешним, будут повторяться, поскольку социальный нарыв никуда не делся.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.