В политике крайне редко происходят случайные события. Как правило, все они взаимосвязаны, и рано или поздно это четко выявляется в поступках политиков, совершающих действия, которые оказываются в сфере общественного внимания. Не будем далеко ходить за примерами.
Не успела Парламентская ассамблея ОБСЕ принять "нашумевшую" резолюцию, возлагающую равную историческую ответственность на германский нацизм и сталинизм как тоталитарные режимы, - украинские власти взяли "под козырёк" и тут же нашли очередные ростки сталинского тоталитаризма у себя дома.
Вообще-то Украина эксплуатирует тему тоталитаризма уже давно. Вот уже несколько лет на государственном уровне здесь поднимается вопрос о голодоморе - действительно, страшной трагедии начала тридцатых годов. Тогда от голода погибли миллионы людей.
Однако цинизм оценки современными украинскими властями той исторической ситуации заключается в том, что трагедия постигла не одну Украину, как это пытаются представить сегодня они, а и многие другие республики Советского Союза.
Но о том, что в России или в Казахстане от голода пострадало людей на порядок больше, чем на Украине, не говорится. Логика понятна: зачем об этом говорить, когда выгоднее намекнуть, откуда исходила тогда и исходит сейчас "угроза" украинской государственности.
Об антироссийской направленности темы голодомора сказано уже много, и оценки этому давались политиками самых разных уровней. Теперь же президент Украины Виктор Ющенко прибавил к этому другую тему.
Он поручил прокуратуре и СБУ возбудить уголовное дело по факту "незаконного выселения крымско-татарского населения и других народов, проживавших в Крыму в 1944 году, и дать правовую оценку тоталитарному режиму".
Команду, что ли, получили от ОБСЕ киевские власти отработать ещё раз тему тоталитаризма, или какие-то иные выгодные соображения вынудили их в который уже раз ввязаться в очередную антироссийскую кампанию? Возможно, и то и другое.
Поэтому Генпрокуратура Украины и СБУ должны провести лишь объективное досудебное следствие, по результатам которого будет дана та самая правовая оценка.
Можно не сомневаться, ее дадут. Но дальше-то что? С одной стороны, домашнее задание ОБСЕ будет выполнено - на территории бывшего СССР найден и публично осужден очередной пример сталинского тоталитарного прошлого.
Но это внешняя часть проблемы. А есть ещё и внутренняя. Дело ведь происходит в Крыму, где обстановка и так уже, что общеизвестно, накалена до предела. Количество крымско-татарского населения, возвращающегося на полуостров, постоянно увеличивается, и ведёт оно себя крайней агрессивно, как в отношении официальных киевских властей, так и в отношении русскоязычной общины.
И каким взрывом может закончиться неминуемое оглашение оценки действий тоталитарного режима, даже предсказать страшно. Но и это ещё не всё. Отношения русскоязычного населения Крыма с Киевом также весьма сложны, что отягощается регулярно возникающими проблемами с базированием в Крыму Черноморского флота России.
Не случайно очередной виток поисков следов тоталитаризма совпал с претензиями Киева в адрес ЧФ по поводу немедленного возврата навигационно-гидрографических объектов, вокруг которых споры возникают перманентно по мере осложнения отношений Москвы и Киева.
А также совпал с неожиданными заявлениями Виктора Ющенко о том, что правоохранительные органы должны проанализировать соответствие законам гуманитарных и образовательных проектов, которые Россия реализует в Севастополе. И назвал украинский президент эти проекты провокацией против его страны.
Все же - во взрывоопасном Крыму, где в Севастополе во время празднования Дня флота Украины неизвестные поднимают на северной стороне города пятиметровый российский флаг, а вдоль мыса разворачивают тридцатиметровый триколор, - наверное, надо быть аккуратнее.
Как в оценках настоящего, так и в поисках тоталитарного прошлого. Хотя бы потому уже, что игры с тоталитаризмом опасны не менее, чем сам тоталитаризм.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.