За последний месяц отношения между Россией и Японией обострились. Виной тому – принятый обеими палатами японского парламента закон, в котором Южные Курилы объявляются «исконной японской территорией». Нижняя палата одобрила закон под названием "Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий" 11 июня, верхняя – 3 июля.
Свой отрицательный ответ на это уже давали МИД России и Госдума. Российские дипломаты и депутаты призвали японских законодателей отменить закон, предупредив, что он осложнит двусторонние отношения и не приблизит решение Курильского вопроса.
Та же тема прозвучала и на встрече «Большой восьмёрки» в Италии, где Дмитрий Медведев 9 июля провёл переговоры с премьер-министром Японии Таро Асо.
Читайте: Курильские игры японской политической элиты .
"Президент Медведев отметил, что обсуждение таких сложных вопросов, как заключение мирного договора и территориальная проблема, должно проходить в соответствующей атмосфере, а она в последнее время не сильно улучшилась, а наоборот - ряд шагов привел к всплеску эмоций", - сказал по окончании встречи помощник президента Сергей Приходько.
Подчеркнув далее: "Медведев отметил, что подобного рода акции не создают атмосферы для благожелательного диалога. Однако это не означает, что мы контакты прерываем. Но президент обратил внимание, что если мы хотим продемонстрировать конструктивный настрой, то каждая сторона должна демонстрировать определенные усилия, в том числе работу с парламентом".
В свою очередь, официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко высказался резче: «Рассматриваем нагнетание необоснованных территориальных требований к России как неуместное и несоответствующее поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора».
"К тому же эти действия могут затруднить контакты в сопредельных районах наших двух стран. Как известно, принятие упомянутых поправок вызвало несколько негативную реакцию в российском обществе. МИД России учитывает это в дипломатической работе на японском направлении", - подчеркнул Нестеренко.
А Совет Федерации 7 июля обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой ввести мораторий на безвизовый режим поездок между Японией и Южными Курилами. (Он существует с 1992 года).
За день до этого признали целесообразным отказаться от безвизовых обменов с Японией депутаты Совета острова Итуруп. Более того, 10 июля в Южно-Сахалинске состоится митинг, где политические партии и общественные движения выразят свой протест против решения японских законодателей.
Очевидно, что оно привело к ухудшению российско-японских отношений. Впрочем, тут ничего нового. Япония уже более 50 лет настаивает на передаче ей островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Россия же указывает, что все Курильские острова были переданы СССР после поражения Японии во Второй мировой войне, и наш суверенитет над ними сомнению не подлежит.
Читайте: Япония: армия, которой не должно было быть .
Японцы не согласны, и продолжают отказываться от подписания мирного договора, пока ей не передадут все четыре острова. Россия называет эти требования неприемлемыми. Насколько серьезно сложившаяся ситуация мешает развитию двусторонних отношений.? Об этом в интервью «Правде.Ру» рассказал заведующий Отделом японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко.
«С точки зрения экономики, проблемы для нас нет. Территориальный спор не особо влияет на экономические связи между нашими странами. Как и на сотрудничество в науке и культуре. Более того, год от года эти связи крепнут.
Но Курильская проблема - «ложка дёгтя» в наших политических отношениях. Возникает сомнение: не простираются ли дальше притязания нашего восточного соседа. Ведь мы втягиваемся в обсуждение территориальных претензий к России в принципе.
Правда, пока больше проблем создается для самой Японии. Например, может быть не принято положительное решение по её просьбе о приобретении статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, так как Россия наложит вето.
Впрочем, я не склонен драматизировать ситуацию. Думаю, что подрыва сложившихся на сегодняшний день между нами отношений не будет», - считает Павлятенко.
При этом эксперт указывает, что территориальные претензии Японии могут зайти дальше четырех островов.
«Обратимся к Атлантической хартии 1941 года (Она была принята США и Великобританией в годы Второй мировой войны. К ней присоединился и СССР. Япония была
Тут и кроется подводный камень. Курильскими островами японцы завладели не силой оружия. Без всякой войны по договору с Россией 1855 г. они получили Южные Курилы, а по договору 1875 г. – остальную часть Курил в обмен на отказ от претензий на Сахалин. В 1905 г. Япония развязала войну и силой оружия получила южную часть Сахалина. В 1945 г. её заняли советские войска. Казалось бы, вопрос закрыт.
Но вот в феврале этого года парламент Японии снова его поднял. Поводом послужил визит на Сахалин премьер-министра Асо, который там встречался с российским руководством. Японские парламентарии задались вопросом: «Не является ли поездка Асо подтверждением прав России на Южный Сахалин?», - говорит Павлятенко.
В этой связи, - продолжает он, - японский МИД официально заявил, что «статус Южного Сахалина окончательно не установлен» и поэтому поездка Асо в этот регион не была подтверждением прав на него России». Эта ремарка многозначна. Она нацелена на будущее. Так что аппетиты Японии могут идти гораздо дальше четырёх Курильских островов», - заключил эксперт.
О важнейших международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру"?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.