Александр Демьяненко: до и после Шурика

После фантастического успеха кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» у Александра Демьяненко не осталось собственного имени. До конца дней его звали Шуриком. Актер страшно раздражался, злился, но со временем махнул рукой. «Если люди при виде меня вспоминают любимые фильмы и улыбаются — значит, чуточку улучшают свое настроение», — говорил он в канун своего шестидесятилетия.

До

Нет, на Шурика Александр Демьяненко не был похож совсем. Седой, немногословный человек в затемненных очках мало чем напоминал энергичного студента-блондина из далеких 60-х. Шуриком его называли по старой памяти, по-товарищески, по-родному, как до старости обращаются к близким друзьям и соседям. А Демьяненко так и не успел побыть стариком. Он умер в шестьдесят два — остановилось сердце, недотянув до операции всего лишь несколько дней. А через полгода в возрасте девяноста одного года ушел из жизни его отец.

Сергея Петровича Демьяненко в Свердловске знали многие, если не все. Выпускник ГИТИСа, он приехал сюда в конце 20-х, после нескольких лет работы в знаменитой «Синей блузе». Сначала состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории и почти до конца дней работал массовиком-затейником. Запросто мог организовать шоу с любым количеством людей — от десяти человек до целой площади.

В него постоянно влюблялись женщины. И он не мог не ответить взаимностью. После рождения старшего сына, Саши, Сергей Петрович женился во второй раз. В этом браке родились сын Володя и дочь Надя. (Владимир сейчас работает импресарио у всемирно известного музыканта Юрия Башмета.) Спустя время отец вернулся в первую семью, и у Саши родились две родные сестры — Наталья и Татьяна. Все пятеро детей Сергея Петровича подружились и пронесли родственную любовь через всю жизнь.

Однако отец вновь не усидел и создал третью семью. С Зоей Павловной он прожил до конца жизни. Александр Сергеевич по-хорошему завидовал энергии отца, его фантастическому ощущению радости жизни. Сам он был совсем иным человеком. От отца Саша унаследовал лишь безграничную любовь к театру.

В Свердловске он начал посещать кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где довольно успешно справлялся с самыми разными ролями. А в шестнадцать лет предстал перед комиссией Школы-студии МХАТ, которая приехала за молодыми талантами на Урал, да так разволновался, что завалил экзамен. Однако мхатовцы посоветовали молодому человеку поехать в Москву и попробоваться там. Александр задумался и... подал документы в Свердловский юридический институт. Но проучился там всего полгода. Постоянно бегал в кино, пустив учебу на самотек. В результате к первой же сессии его не допустили, зато юноша окончательно понял, что эта профессия не для него. Его вновь потянуло на сцену.

В Москву из Свердловска отправился целый десант бывших драмкружковцев. И вскоре домой полетела Сашина телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе».

Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да только много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех: «Саша, приходи хотя бы на мастерство».

А на третьем курсе в жизнь Александра Демьяненко ворвалось кино. Режиссеры Алов и Наумов пригласили его на одну из главных ролей в картину «Ветер». Студенту предстояло сыграть гимназиста Митю — застенчивого интеллигента, попавшего в бурный поток Гражданской войны. Может быть, потому, что сама картина была чересчур пафосной, громкой, эмоциональной, образ тихого, застенчивого подростка как раз и привлек внимание. В финале Митя погибал, совершая подвиг. И в дальнейшем эту тему — раскрытия героического начала во внешне негероическом человеке — стали эксплуатировать. Вышли фильмы «Все начинается с дороги», «Мир входящему» и «Карьера Димы Горина». Эти работы кинокритики назвали актерской победой, новым шагом к мастерству.

В те же годы происходит перелом в личной жизни Александра Демьяненко. Окончив ГИТИС и довольно успешно сыграв в дипломном спектакле «Тартюф» эпизодическую роль судебного пристава, актер был приглашен Андреем Гончаровым в Московский театр имени Маяковского. Но серьезных ролей на сцене он так и не получил. Да еще в столице у Александра не было жилья, а он тогда только что женился. Его избранницей стала подруга юности, с которой он познакомился еще в свердловском драмкружке. Так что по углам они мыкались вдвоем.

Зато на актера положили глаз на «Ленфильме», и директор студии Киселев предложил ему переехать в Ленинград. Более того, ему тут же выделили квартиру и предложили главную роль в «Порожнем рейсе». Так в 1961 году Александр Демьяненко навсегда переехал в Северную столицу.

В начале 60-х он стал одним из самых любимых актеров отечественного кино. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались его фотографии. За короткое время он сыграл в фильмах «Государственный преступник», «Сотрудник ЧК», «Взрослые дети», «Каин XVIII». А в 1965 году появился новый герой — Шурик.

Шурик

Сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского назывался «Несерьезные истории», а главным героем приключений был студент Владик Арьков. 1 июня 1964 года начались фото- и кинопробы актеров на главные роли. Среди тех,кто мог бы сыграть Владика, значились Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Алексей Эйбоженко, Александр Збруев, Андрей Миронов. Но ни один из кандидатов не устроил Леонида Гайдая. Когда режиссер уже начал впадать в отчаяние, кто-то из группы посоветовал: «В Питере работает прекрасный актер Александр Демьяненко. Он же вылитый Владик!»

Недолго думая, Леонид Иович сел в «Красную стрелу» и отправился в город на Неве. Он лично познакомился с актером и убедился, что снимать надо именно его. Вскоре было решено, что главного героя будут звать Шуриком, и уже 30 июля 1964 года Александр Демьяненко впервые вышел на съемочную площадку в роли неунывающего студента.

Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера даже перекрасили в блондина. Впоследствии Александр Сергеевич с ужасом вспоминал, что в течение двух лет красили его беспощадно, безобразно, до волдырей на коже — краски в то время были жуткие. Хорошо еще, что, несмотря на все эксперименты, он не облысел.

Имя Шурик стало нарицательным. Этот персонаж не был покорителем вершин, а в схватки вступал скорее по наивности, чем из природной доблести. Но герой обладал несомненной смекалкой, а от своих успехов сам приходил в изумление и восторг. Шурику аплодировали, как когда-то Чарли Чаплину.

Теперь актеру невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили на «ты», норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по природе скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал бесцеремонную фамильярность. Но остановить эту волну было уже невозможно.

После «Кавказской пленницы...» в жизни Александра Демьяненко начался новый период. Он вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Не то чтобы выпал совсем, но главных ролей ему больше никто не предлагал. Как это часто случалось в советском кино, режиссеры испугались узнаваемости: а вдруг все видят в нем только Шурика? а вдруг фильм воспримут как комедию? а вдруг он уже заштамповался и ничего не сможет сыграть?

После

Возникла чудовищная пауза. Телефон молчал, тишина сводила с ума. Александр Сергеевич начал выпивать. Отдушиной для актера стал дубляж. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. А Донатаса Баниониса он озвучивал чуть ли не во всех советских фильмах.

Он и со своей второй женой, Людмилой, познакомился «за кадром». Бывшая актриса, она пришла на «Ленфильм» режиссером дубляжа. В 1976 году Демьяненко переехал жить к ней. У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак, от первого она воспитывала дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой. За плечами Анжелики Неволиной роли в фильмах «Парад планет», «Сентиментальное путешествие на картошку», «Счастливые дни», «Собачье сердце». Она — ведущая актриса Петербургского малого драматического театра под руководством Льва Додина.

Александр Сергеевич обожал падчерицу. Они подолгу беседовали о профессии, и остановить их было невозможно. Часто, глядя на ее работу, он повторял: «Нет, я так не могу... я так не могу...»

В 80-е годы последней творческой победой Демьяненко в кино стала роль Шестакова в героико-приключенческой комедии «Зеленый фургон». Через десяток лет Александру Сергеевичу присвоили звание народного артиста России. Заслуженным он стал очень рано, а вот следующего звания ждать пришлось долгие годы. Сам актер не хлопотал, а за него никто и не ходатайствовал. Он никогда ничего не просил. Когда предлагали — отказывался. Оказавшись на гастролях в Тольятти, Демьяненко попал в центр внимания местных автомобильных боссов. Те стали активно предлагать ему в подарок любую машину, на что актер ответил категоричным отказом.

Настало время, когда актер начал тосковать по сцене. С подсказки Игоря Дмитриева режиссер Юрий Аксенов пригласил Демьяненко в Театр комедии на спектакль «Уикенд с убийством». Но вскоре пришла новый главреж Татьяна Казакова, в планы которой артист Демьяненко не входил. Несколько лет он просидел без работы, а в 1995 году актера пригласил Юрий Томашевский в свой театр «Приют комедиантов». Там в дуэте с Зинаидой Шарко он играл в спектакле «Владимирская площадь». Постановка имела шумный успех. По роли Демьяненко произносил монолог короля Лира, и Томашевский, почувствовав диапазон возможностей артиста, сразу же пригласил его на роль Креона в «Антигоне» Ануя. Над спектаклем работали два года и выпустили аккурат к шестидесятилетию Демьяненко.

Это была великолепная работа. Актер даже королевские одежды «носил по-королевски», как подметил в одном из интервью постановщик. И мало кто догадывался, что Александр Сергеевич тяжело болен, что он перенес операцию на глазах, что у него очень слабое сердце...

В конце жизни судьба преподнесла ему сериал «Клубничка». Каждый день снималась новая серия. Актер жил в Москве: сначала — в гостинице, затем — в съемной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в «Приюте комедианта». И никогда не устраивал истерик, ни разу не сорвал работу группы. Лишь попросил поставить ему за декорациями диванчик. «Диван имени дяди Саши», как в шутку называли его молодые актеры.

На съемках «Клубнички» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию — это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи сказали — язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал.

Ему нужна была срочная операция, но слово «шунтирование» при нем даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью.

Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Не успели. 22 августа Александр Демьяненко умер...

На похороны актера пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно. А после похорон он приснился Лике. В красном плаще и в прекрасном настроении. На все вопросы весело ответил: «У меня все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут всё в персидских коврах!..»

Сергей Капков, ТВ-Парк

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить