Россия может начать закупку иностранных боевых кораблей за рубежом. «Мы, по крайней мере, не исключаем закупок иностранных кораблей за рубежом», – заявил главком российского ВМФ адмирал Владимир Высоцкий 24 июня на открытии Международного военно-морского салона МВМС-2009 в Санкт-Петербурге.
Россия издавна, и не раз, закупала иностранные боевые корабли или строила подобные суда при участии зарубежных мастеров - со времен знаменитого «Орла», который принято считать первым русским парусным боевым кораблём. Обычно к услугам иностранцев обращались в кризисную пору. Так было в Северную войну 1700–21 гг. против шведов, когда немалая часть нашего флота была выстроена благодаря голландцам. Так было и в XIX – XX веках, когда в условиях технического отставания от других стран возникла необходимость закупать корабли заграницей. Характерный пример – легендарный крейсер «Варяг» американской постройки.
Читайте: Американские "Рэпторы" против российских С-400 .
Не был исключением и советский период. После Первой мировой и Гражданской войн Советской России также пришлось обращаться за иностранной, в частностью, германской помощью для пополнения своих военно-морских сил. К примеру, в 1940 г. от Германии был получен тяжелый крейсер «Лютцов», вошедший в состав советского Балтфлота под названием «Петропавловск».
Что же послужило причиной для заявления адмирала Высоцкого? Ведь, согласно грандиозным планам «Рособоронэкспорта», доля военно-морской техники в продажах оружия к 2011 г. должна возрасти с нынешних девяти до 20 процентов, в том числе катеров типа «Молния» и «Соболь» - Туркмении, субмарин проекта 636 - Алжиру и фрегатов типа «Гепард» - Вьетнаму.
На том же салоне в Санкт-Петербурге Россия предлагает иностранным государствам свыше 50 наименований боевых кораблей, от патрульных катеров до ракетных эсминцев и сверхмалых подводных лодок.
Как объявил руководитель делегации «Рособоронэкспорта» Олег Азизов, «В настоящее время объем экспортных заказов военно-морской техники равен 6,5 млрд долларов, что обеспечит загрузку предприятий-изготовителей до 2012 г.».
Как-то не очень все это вяжется с планами закупок… С намерением прояснить вопрос мы обратились к военно-морским экспертам.
В интервью «Правде.Ру» капитан 1-го ранга Константин Сивков сказал:
«Такие заявления (адмирала Высоцкого. – Ред.) неудивительны. Наш военно-морской флот действительно находится в плачевном состоянии. Кроме красивых слов об укреплении мощи наших вооружённых сил дело дальше этого не идёт. И мы уже срывали контракты на поставку боевых кораблей тем же индусам.
Более того. Главком ВМФ адмирал Высоцкий и начальник Генштаба генерал Макаров – фигуры из одного лукошка. Они продолжают по указке Сердюкова линию разрушительных реформ армии и флота. И вот результат – нас уже готовят к тому, что мы будем закупать корабли за рубежом. До 2015 г. мы как-то по инерции еще протянем на старом запасе прочности. Но дальше советские ресурсы кончатся, и волей-неволей придется делать то, о чем «полунамекнул» нам Высоцкий.
Почему у нас на Севмаше, который считался в России главным предприятием по созданию современных боевых кораблей, так и стоят недостроенные судовые корпуса? Всё по этой же причине. На проблемы ВМФ и ВПК почти никто не обращает внимания.
Нам уже начинают говорить о том, что якобы ничего страшного не происходит, что в советское время мы закупали польские корабли. Да, закупали. Но не забывайте, что тогда мы вместе входили в Организацию Варшавского договора. Тогда это была форма поддержки социализма в Польше.
И это наглая ложь, когда мы слышим, будто мы у поляков закупали противолодочные корабли. Как моряк, служивший в то время, скажу, что мы покупали у них лишь десантные корабли проекта 775 и госпитальные суда, не предназначенные для непосредственного боя с флотом противника.
Но закупать корабли за рубежом сегодня опасно. У них особая, отличная от наших кораблей, радиоэлектронная начинка, и те, кто их продают, отлично знают их параметры. И в случае войны иностранные поставщики просто дистанционно блокируют электронику и выведут эти суда из строя ещё до начала боя».
Не менее пессимистично настроен и военно-морской эксперт из Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок :
«Мы просто уже не в состоянии строить большое количество кораблей для ВМФ. В Санкт-Петербурге прозвучали громкие заявления о том, что мы отказываемся от строительства привычных носителей военно-морской авиации и переходим на
С нашей стороны была попытка преодоления негативных тенденций в кораблестроении, например, обсуждалась возможность создания единой корпорации на основе северных и балтийских промышленных мощностей. Однако этому активно противодействовали частные предприниматели, имеющие там немалую долю в бизнесе. И нельзя винить в этом срыве исключительно их. Просто на наше государство невыгодно работать.
С другой стороны, при строительстве и модернизации своего боевого флота мы сталкиваемся с проблемами технического характера: у нас почти нет сухих доков. И поэтому после распада СССР мы всё больше переходим на малые корабли. А между тем наш флот дряхлеет. В самом печальном состоянии находится Черноморский флот, где самые молодые корабли основных классов имеют возраст не менее 20 лет. Интереснее всего, что мы фактически загубили даже те проекты, которые родились в СССР - вроде тех же экранопланов.
Но ситуацию с ВМФ нельзя рассматривать без связи, допустим, с авиа- и особенно танкостроением. Похожие тенденции развиваются и в этих отраслях. И через несколько лет мы можем потерять наш ВПК, а с ним и все несырьевые отрасли экономики».
Читайте: Выбор Обамы: наступление или оборона?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.