В воскресенье жители всех 27 стран-членов Евросоюза выбирают депутатов Европарламента. Этот орган, на первый взгляд, кажется декоративным на фоне принимающей важнейшие решения Еврокомиссии. Но в действительности он существенно влияет на политику Евросоюза, в том числе и на российском направлении. Поэтому от итогов голосования во многом зависит, как будут развиваться отношения России и ЕС в ближайшие годы.
По итогам выборов в Европарламент можно будить судить сразу о нескольких важнейших вещах. Во-первых, куда качнётся маятник предпочтений избирателей сразу 27 стран-членов ЕС. Во-вторых, будет сформирован новый состав главного исполнительного органа ЕС – Еврокомиссии, определяющей всю внутреннюю и внешнюю политику Союза.
Выборы в Европарламент проходят раз в пять лет во всех странах-членах ЕС одновременно. При этом каждое государство в вышеозначенном органе имеет свою квоту – в зависимости от численности населения. Наибольшее представительство (99 мест) - у Германии, наименьшее (5) – у Мальты. Депутатские места внутри национальных квот распределяются согласно результатам, полученным каждой партией в той или иной стране. Всего в Европарламенте 785 депутатов.
Читайте: Евросоюз: отцы и дети .
В нем депутаты от близких по духу партий из разных стран создают единую фракцию. Так, объединившиеся социалисты и социал-демократы имеют 217 мест. Свои фракции имеют также либералы, «зелёные», коммунисты, евроскептики (противники углубления европейской интеграции). Представлены и ультраправые – правда, им, из-за национализма, создать единую фракцию затруднительно.
Крупнейшее представительство в Европарламенте пока имеют консерваторы из Европейской народной партии (288 мест). Поскольку состав Еврокомиссии формируется исходя из числа фракционных мест, ее возглавляет с 2004 г. выдвиженец консерваторов, бывший премьер Португалии Жозе Мануэл Баррозу. Нынешний председатель Европарламента немец Ханс-Георг Пёттеринг также член этой фракции.
На первый взгляд, Европарламент – декоративный орган. Так, он не имеет права вносить на рассмотрение собственные законопроекты, что отличает его от парламента любой отдельно взятой страны. Но «декоративность» обманчива.
Европарламент наделён такими функциями, как утверждение бюджета, а также персонального состава Еврокомиссии. Последнее право показало себя в действии в 2004 г., когда депутаты отказались назначить комиссаром по делам юстиции Рокко Бутильоне и его место занял нынешний глава МИД Италии Франко Фраттини. Если же две трети депутатов выразят недоверие действующему составу Еврокомиссии, последняя будет вынуждена уйти в отставку.
Едва ли не важнейшая функция Европарламента – утверждение договоров, которые руководство ЕС подписывает с другими государствами. Так, именно он утверждал подписанный в 2005 г. договор об облегчении визового режима для некоторых категорий граждан. Этим депутатам предстоит ратифицировать новое Базовое соглашение между Россией и ЕС, переговоры о котором продвигаются с огромным трудом.
И Еврокомиссии согласовать его текст с евродепутатами будет непросто. Хотя бы потому, что осенью 2008 г. в стенах Европарламента раздавались призывы "наказать" Россию за якобы имевшую место агрессию против Грузии.
А зимой 2009 г. многие евродепутаты из разных фракций (не только представляющие наиболее антироссийски настроенные Польшу и страны Прибалтики) требовали привлечь нашу страну к ответственности за российско-украинский газовый кризис и урон, который он нанес жителям европейских стран. Примеров таких выступлений против России в стенах Европарламента можно привести много.
Читайте: Объединение Европы или "натиск на Восток"?
С какими же депутатами Европарламента и членами Еврокомиссии России легче работать? С левыми или правыми? С одной стороны, среди левых меньше депутатов и еврокомиссаров, настроенных на конфронтацию с нами. Так, с представителем левых сил Романо Проди, возглавлявшим Еврокомиссию в 1999-2004 гг., было проще, чем с правым Жозе Мануэлом Баррозу. С другой – французские правые настроены к нам куда благожелательнее, чем польские левые. Внутри каждой фракции есть более и менее «удобные» собеседники.
Так что развитие отношений России и ЕС будет зависеть от того, кто станет главой Еврокомиссии и займёт пост комиссара по внешним связям, финансам или энергетике. А определят это, во многом, итоги сегодняшних выборов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.