Россия теряет позиции на индийском рынке. Она проиграла миллиардный тендер на поставку в эту страну самолетов-заправщиков, хотя Индия считается главным покупателем российского оружия. Причину случившегося военные эксперты видят в том, что Россия уже не раз срывала контракты, предлагая индусам устаревшее оружие. Эксперты прогнозируют: если ситуация не изменится, мы полностью утратим индийский оружейный рынок.
Россия теряет позиции на индийском оружейном рынке. Подтверждением служит тот факт, что Объединенная авиастроительная корпорация России (ОАК) проиграла тендер на поставку индийским ВВС шести самолетов-заправщиков Ил-78 на общую сумму 1 млрд долларов. Индусы предпочли французский Airbus A330 MRTT, производимый европейской компанией EADS. Такие сведения поступили в последних числах мая. Зарубежные источники выражали сомнение в подобном исходе тендера в силу традиционных устойчивых военно-технических связей России с этой страной. Но 1 июня индийские источники подтвердили: Дели намерен закупить французские самолёты. И Комитет по безопасности при правительстве Индии, утверждающий подобные сделки, в ближайшее время одобрит именно этот выбор.
В интервью местной газете Hindustan Times главком ВВС Индии маршал авиации Фали Хоми, возглавлявший тендерную комиссию, заявил: «Мы сделали выбор в пользу Airbus A330 MRTT, поскольку российский вариант не отвечает нашим требованиям». Производителям «Илов» остаётся лишь надеяться на то, что Хоми в ближайшие недели уйдет в отставку и его заменит «русофил», который разорвет контракт с их европейскими конкурентами. Впрочем, шансов на это чрезвычайно мало.
Заметим, что заправщики Ил-78 Россия поставляла в Индию с 2003 г. Сейчас индийские источники утверждают, что в срыве контрактов виновна российская сторона.
Своим мнением с «Правдой.Ру» поделились военные эксперты. Так, известный обозреватель Владислав Шурыгин считает: «Трагедию из этого делать не стоит. Дело в том, что на пути развития военно-технического сотрудничества России с другими странами много подводных камней. И не все они определяются проблемами российского ВПК. Конечно, транспортники и заправщики Airbus обладают целым рядом важных преимуществ по сравнению с российскими Илами. В первую очередь, мощным пакетом технической поддержки, который, увы, мы не можем предоставить. Но нельзя исключать и коррупционных моментов, от которых зависит Индия. И многое зависит от того, кто пролоббирует заказ. В-третьих, сегодня Индия пытается перейти на мультивооружение, чтобы не зависеть в поставках оружия от одной страны».
А вот мнение заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина: «Неудивительно, что индусы сделали выбор в пользу европейского конкурента. Во-первых, они нам ничем не обязаны. Теперь, в отличие от советских времён, это очень мощная во всех отношениях страна, и у неё нет старой привычки выбирать почти исключительно наше оружие. Многое они уже производят сами. Во-вторых, мы по-прежнему предлагаем им старые советские образцы, к тому же, нередко срывая сроки контрактов. Поэтому мы будем проигрывать оружейные тендеры всё чаще».
По словам первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, «всё дело в том, что выбранные индусами машины Airbus A330 MRTT более совершенны. Уже о многом говорит то, что это современный самолет, испытания которого начались в 2003 г. Их конкуренты – Ил-78 – продукция 1970-х гг. Индусы сделали выбор в пользу более современных самолетов. Это результат той политики, которую государство проводило последние 20 лет в отношении ВПК и вооруженных сил в целом. И поэтому мы и дальше будем утрачивать своё влияние на мировых оружейных рынках, если не займёмся срочно накопившимися проблемами. Все эти годы мы жили за счет советского наследия, но техника не стоит на месте, и если мы хотим закрепить позиции в продаже оружия, необходимо срочно обратить на это внимание. Иначе на индийском оружейном рынке нас через несколько лет уже не будет».
Особый акцент стоит сделать на том, что в последние годы Россия нередко нарушает условия договоров по военно-техническому сотрудничеству. Так, в 2008 г. мы фактически сорвали выполнение контракта по противолодочным самолетам Ил-38 SD , а также не смогли вовремя завершить разработку транспортного самолета МТА для индийских ВВС. Проблемы наблюдались и в исполнении военно-морских контрактов. Начиная с 2003 г., мы регулярно нарушали сроки спуска на воду и модернизации боевых кораблей для индийских ВМС, в том числе авианосца, атомной субмарины и трех
Причина – в бедственном состоянии российской оборонки, в которой скоро некому будет работать. Старые кадры в буквальном смысле вымирают, а новые из-за мизерных зарплат уходят в другие сферы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.