Недавно в Зимнем дворце прошло заседание Госсовета по вопросам культуры. Событие эпохальное. Раз в кои годы правители России вспомнили о плачевном состоянии ее культуры. Так что пройти мимо этого события никак нельзя. Слишком важно оно для понимания того, куда ведет Россию г-н Путин, усиленно натягивающий предвыборную маску патриота. К содержанию Госсовета вернемся чуть позже. А сначала взглянем на обстановку, в которой он проходил. Действо это случилось в Грановитом (Тронном) зале. Увидел это по телеящику — ахнул! Печалиться о бедственном положении культуры на фоне сусального золота Зимнего дворца — чистое лицемерие. За этим, однако, просматривается совершенно ясная тенденция — «скромник» Путин все больше тяготеет к императорской роскоши.
Его помпезная инаугурация-коронация в мае 2000 года (позолота кремлевских залов, солдаты в нелепых киверах и опереточной форме) выглядела тогда случайностью, кем-то навязанным ритуалом. Потом последовали приемы с царским размахом — вроде протокол. Но после 300летия Санкт-Петербурга (Константиновский дворец в четверть миллиарда долларов, роскошный белый лайнер, арендованный за десятки миллионов) страсть Путина к внешним признакам величия стала очевидной. Заседание Госсовета в Зимнем дворце лишь подтвердило это. Следует припомнить, что один из его предшественников в Кремле ходил в шинели, гимнастерке и сапогах. А расцвет национальной культуры в ХХ веке пришелся именно на то время. Да и держава была великой.
В выборе места проведения Госсовета явно был скрытый политический подтекст. Напомним, что Зимний дворец был резиденцией царя, затем — пристанищем Временного правительства. Кое-кто, видимо, хочет замкнуть круг истории. Так ведь она развивается не по кругу, а по спирали. То есть история не остановится на появлении нового Госсовета в Зимнем дворце, а пойдет дальше. Судя по нынешнему положению в стране, понятно, куда. Кстати, в выборе Зимнего дворца, помимо режущей глаз помпезности, бросалась в глаза и вопиющая бестактность. Если устраивать совещания о судьбах российской культуры, то явно не в Эрмитаже — сокровищнице прежде всего западноевропейской культуры, а в знаменитом Русском музее.
Но пойдем дальше. На первое место Путин поставил задачу защиты свободы творчества. Свободу чьего творчества? Ясно, что речь идет об интересах тончайшей прослойки столичных актеров и режиссеров, эстрадных певцов и композиторов. Большинство из них давно уже не творцы, а преуспевающие коммерсанты (не забывающие растаскивать и мизерные бюджетные ассигнования на культуру). С их согласия и с их участием идет чудовищное разложение национального духа. Но они усиленно подкармливаются правящей группировкой, ибо играют ключевую роль в оболванивании масс. Вот их-то интересы, несомненно, и скрываются за тезисом о «свободе творчества». Ведь впору общество защищать от алчных «художников», от «бесовщины», захватившей телеэкраны.
На втором месте у Путина оказалась задача обеспечения доступности культуры для граждан. Это глубочайшее непонимание сути русской культуры. Ее творцом является народ. А не кучка беспринципной «интеллигенции», компенсирующая иногда свое бесплодие присутствием на всевозможных презентациях или в наградном зале Кремля. Президент говорит о «доступности культуры», как будто это кормушка с духовным пойлом для голодных простолюдинов. «Вожди» России не понимает того простого факта, что русская культура ежедневно и ежечасно воспроизводится не в неких «творческих мастерских», а в сельских библиотеках, районных домах культуры, заводских клубах, кружках самодеятельности, в домашнем уголке. Одновременно над этим безбрежным полем есть и надстройка в виде профессиональных коллективов народного творчества, зачастую всемирно известных.
Сейчас российская культура подвергается беспощадному и сознательному разрушению. На телеканалах русскую песню или танец увидеть практически невозможно. Вся система народного творчества держится на подвижниках, которые задыхаются от безденежья, но упорно, как во времена монгольского ига, немецкого или французского засилья, сохраняют очаги русской культуры, занимаются в холодных помещениях, пишут стихи и повести при свечах. Но на стоны обескровленной культуры президент бодро отвечает: нет денег. Как нет денег на науку, образование, здравоохранение, армию. Нет денег! И не будет. Ибо главная цель Путина — финансовые обороты и расчеты с заграницей. Кстати, средств, потраченных на помпезный Госсовет, хватило бы на поддержку доброй сотни библиотек на целой год.
Директор Эрмитажаакадемик Пиотровский жаловался на разгул «черной археологии» — грабеж древних раскопок. Президент ответствовал, что даст поручение МВД. Это заявление поражает бессмысленностью Что, возле каждого места раскопок пост милиции поставить? Да МВД не справляется с преступностью даже в столицах. Но дело даже не в этом. Грабеж всего и вся — это основа философии правящей группировки. «Черная археология» — естественное порождение режима, сделавшего массовое разграбление богатств страны основой своей политики.
Недавно путинский министр культуры Швыдкой попытался вывезти знаменитую Бременскую коллекцию стоимостью в полтора миллиарда долларов. Разразился грандиозный скандал с подключением Генеральной прокуратуры. В кабинете Швыдкого был обыск. Однако этот персонаж (утверждающий, что «русский фашизм страшнее немецкого») не только не изгнан с позором, но и красовался на заседании Госсовета. По всему было видно, что сей запачканный с головы до ног чиновник пользуется полной поддержкой президента. Какая борьба с «черной археологией», если прямо перед носом главы государства пытались умыкнуть бесценную коллекцию, а чиновник, схваченный за руку, даже выговора не получил.
Более того, Швыдкой настаивал на приватизации памятников культуры. И президент его поддержал. Он заявил: «Когда я встречался с руководителями наших компаний, они проявили большой интерес ко многим объектам российской культуры, готовы поддерживать их, восстанавливать. Однако вопросы собственности являются ключевыми. Это — базовые вопросы, и их нерешенность негативно сказывается на распределении средств. Несмотря на огромный интерес к культурным проектам со стороны бизнеса, готового вкладывать в них деньги, государство все еще не создало для этого достаточных правовых и экономических условий».
Это опаснейшее повторение требований приватизаторов начала 90-х годов — отдайте собственность «эффективному» (частному) собственнику, и экономика пойдет в гору. С тех пор «эффективные собственники» закрыли 12 тысяч предприятий, ликвидировали целые отрасли промышленности. Теперь делается опаснейший шаг к приватизации памятников культуры. В ловких руках это чрезвычайно доходное дело. Особенно в Москве и Ленинграде, где здания в центре сплошь и рядом — памятники старины. Кстати, тот же Кремль — тоже памятник культуры. Если можно было приватизировать всю колоссальную нефтяную отрасль, то почему такой уж невозможной должна быть мысль о приватизации Кремля?
Но еще более интересно стремление Путина добиться защиты авторских прав. Чьих? Народных российских творцов? Ой ли! За этой невинной фразой явно кроется забота о конвейере интеллектуального ширпотреба США. Америка уже давно производит не товары, а лишь услуги. Прежде всего эрзац-культуру. И не просто навязывает ее всему миру, но и заставляет ее покупать. Особенно изощренный вид грабежа. Но мир отвечает тем, что грабит американскую «интеллектуальную» собственность. За счет бесплатного копирования, называемого «пиратством». Однако экономика Америки настолько зависит от экспорта эрзац-культуры, что лидеры США выкручивают руки всему миру, добиваясь запрета «пиратства». Вот эти американские требования и озвучил президент РФ. Под предлогом, разумеется, защиты российской культуры.
Режиссер К.Шахназаров призвал к ограничению потока американской киноотравы, справедливо указав на то, что она опасно влияет на людей. И что же ответил ему президент РФ? Путин ответил в том духе, что если у дешевого массового товара (даже если этот товар гнилой!) есть потребитель, то было бы неверно лишать потребителя этого товара. Так оправдывается все, вплоть до наркотиков. Вот и вся забота о русской культуре. По сути, Путин озвучил (применительно к кино) концепцию...экспорта американских куриных окорочков.
Не считаю себя наивным, но слушая Путина, я не верил своим ушам. Через несколько дней, однако, оказалось, что не поверил своим ушам не только я. На пресс конференции в Кремле вопрос о защите российского кино задал уже египетский журналист — выпускник Ленинградского университета. Ответ Путина уже не оставляет сомнений в том, чьи интересы он защищает. Он заявил, что мы не можем зацикливаться на ограничении доступа иностранных товаров, что надо сделать российские товары более конкурентоспособными.
То есть, по мнению президента РФ, нищее российское кино (товар!) должно конкурировать с Голливудом, пользующимся безбрежной поддержкой американского государства. Кто победит в этой неравной борьбе? Конечно, Голливуд. Это понятно любому. Но только не президенту РФ... Да все-то он прекрасно понимает. Не вызывает сомнений, что неограниченный завоз духовной отравы из США — это такой же элемент экспансии США, как и приближение НАТО к границам России. И если Путин не препятствует возникновению баз США у наших границ, то почему он будет препятствовать духовному порабощению России?
Впору опять задавать вопрос, некогда популярный на Западе: «Кто он, мистер Путин?». Тотальная сдача внешнеполитических позиций России, экономическая политика, добивающая промышленность и сельское хозяйство; теперь вот и разрушительная «культурная» политика. Проводимая, разумеется, под предлогом защиты культуры. В чем корни такой мутации? На недавней встрече с талантливой молодежью Путин сообщил, что его дочери учатся в немецкой школе, на немецком языке, по немецкой программе. Вам, читатель, ясно?
Что в сухом остатке? Намерение и дальше поддерживать крошечную кучку прихлебателей из числа «творческой интеллигенции», приватизация памятников культуры, неограниченный доступ американской киноотравы на наши экраны. Вот и вся «культурная политика», ничего хорошего России не предвещающая.
А заседание Госсовета было типичным предвыборным мероприятием. Очередной эпической картиной из разряда — «Путин заботится об авиации» (президент летит на Су-27), «Путин заботится об экономике (президент беседует с Фридманом и Авеном), «Путин заботится о сельском хозяйстве (президент осматривает вымя коровы). Теперь вот «Путин заботится о культуре» (президент сидит в Тронном зале Зимнего дворца).
Все действо длилось три часа. Курам на смех. Разве можно такую колоссальную проблему, как состояние отечественной культуры, обсудить за три часа. Но, видно, торопились. По-видимому, ужин был заказан с размахом. Под стать Зимнему дворцу. Может, последнего царского повара где-то разыскали? Телевидение ужина не показывало. А жаль. Тут бы и самому недалекому стало бы все ясно.
Вячеслав ТЕТЕКИН
Источник:
Rednews.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.