Визиту израильского премьера Нетанияху в США и его встрече с американским лидером Обамой уделяется повышенное внимание. Главная тема переговоров израильского «ястреба» и американского «миротворца» – острая ситуация на Ближнем Востоке.
– Почему к визиту израильского премьера уделяется повышенное внимание?
–В прежние годы президент США, в первую очередь, встречался с представителями Израиля, оказывая ему недвусмысленную поддержку. Нынешний же визит является запоздалым. Более того, Обама встретился сначала не с израильским Нетанияху, а с иорданским королем Абдаллой. И это не случайно. Некоторое время Обама держал Нетанияху на расстоянии. Это наглядно показывает, что американский лидер им недоволен.
– Что же стало причиной?
– Кабинет Нетанияху является самым правым из всех израильских кабинетов и в отличие от прежних правительств Шарона и Ольмерта. Он очень радикален и путает планы Обамы, рассчитывающего достичь мирного урегулирования на Ближнем Востоке через концепцию двух государств. Нетанияху и слышать этого не хочет и, по мнению нынешних американских властей, проводит реакционную политику.
Читайте: Арабо-израильский конфликт. Бесконечный и неразрешимый?
Ситуацию наглядно иллюстрирует то, что один из ключевых постов в его кабинете – министра иностранных дел – занимает Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом – Израиль», выражающей интересы, в основном, выходцев из СССР. Этот человек и слышать ничего не хочет про Палестинское государство и занимает крайне жёсткую позицию даже по отношению к израильским арабам. А это перечеркивает все мирные инициативы Обамы.
– Обама всерьёз рассчитывает урегулировать «вечную» ближневосточную проблему?
– Ему хочется как можно быстрее добиться прорыва. Главная задача Обамы – не Россия, а Ближний Восток и Афганистан с Пакистаном. Буш испортил отношения с исламским миром и создал для США кучу проблем, которые нужно срочно решить. И своими встречами с мусульманскими лидерами (перед Нетанияху) Обама подчеркивает смену политики США. По его мнению, начинать нужно с арабо-израильского конфликта. Если его решить – то справиться с остальными проблемами будет легче.
Террористы активно эксплуатируют точку зрения, что Иерусалим находится в руках врагов арабского мира. Американцы считают: если выбить из их рук этот козырь, всё изменится и даже Иран будет более податлив для ведения переговоров относительно своей ядерной программы.
– А Нетанияху этому мешает?
– Его приход к власти – одно из самых больших огорчений для Обамы. Лидеру США важно, чтобы Нетанияху наметил необходимые для проведения его замысла в жизнь контуры политики. Но они остаются на совершенно разных позициях. Нетанияху против концепции «двух государств», являющейся краеугольным камнем американского плана примирения. При этом он требует, чтобы палестинцы признали Израиль как Еврейское государство.
Но на это не готовы даже адекватные палестинские лидеры вроде Аббаса. 20 процентов населения Израиля – арабы. Они категорически против его трактовки как «Еврейского государства». Ещё Нетанияху не готов прекратить строительство новых еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, что крайне раздражает арабов.
– Вероятно, у Нетанияху также есть вопросы к Обаме?
– Да, это иранская ядерная программа - главная тема, волнующая Израиль. Нетанияху убежден, что решать её необходимо в срочном порядке, военным путём с помощью нанесения ударов по иранским ядерным объектам. И большинство израильтян его поддерживают. Нетанияху попытается донести до Обамы мысль, что если пустить ситуацию на самотёк, то в скоромвремени Иран может обзавестись ядерным оружием. Он даёт США на принятие решения год.
Но удар по Ирану стал бы крахом нынешней политики США по сближению с мусульманами. В этом случае Вашингтон рискует потерять даже тех немногих союзников среди арабов, которые у него есть, включая Аббаса. И Обама, напротив, попытается доказать Нетанияху, что решение иранской ядерной проблемы лежит в урегулировании арабо-израильской проблемы. По его мнению, это ослабит позиции в арабском мире Ирана.
– Есть шанс, что Нетанияху примет предложения Обамы?
– Нетанияху не является в полном смысле слова самостоятельной фигурой. В первую очередь, он думает, как сохранить собственный кабинет. Любая уступка с его стороны может стать предлогом для выхода одной из правых партий , которые составляют его правительство, из коалиции. А это означает развал
– Сегодня многие обвиняют Израиль в эскалации насилия на Ближнем Востоке. Но как можно договариваться с арабами, которые, не успев подписать перемирие, обстреливают еврейские поселения?
– Этими аргументами и оперирует Либерман. И доля истины в его словах есть. Что он говорит? «Мы ушли из южного Ливана и получили Хизбаллу. Мы ушли из Газы и получили ХАМАС. Что случится, если мы уйдём с Западного берега Иордана и откроем путь к важнейшим израильским центрам»?
– Ситуация зашла в тупик?
– Ситуация патовая. Конечно, израильтяне и американцы постараются не подать виду, что произошёл провал. Но это не меняет ситуацию.
– Значит, война?
– Израиль находится в сложной ситуации. Ждать, когда у Ирана, открыто заявлявшего устами своего президента о том, что Израилю не место на земле, появится ядерное оружие, израильтяне не могут. Но не исключено, что Тегеран пойдет по пути КНДР (т.е. ядерного шантажа), не создавая при этом ядерное оружие, наличие которого может спровоцировать по нему удар.
Читайте: Президента Ирана тревожат "агрессивные сионистские микробы".
Иранцы говорят с позиции силы, и они уверены в себе, зная, что их защищает Россия. Но вовсе не обязательно, что война случится. В случае нанесения удара по Израилю, в котором живут сотни тысяч арабов, могут погибнуть немало мусульман. Сомнительно, что на это пойдет Тегеран. Пока он с успехом ведет пиар-кампанию в арабо-мусульманском мире.
– В 1981 году иракская ядерная проблема была решена ударом по реактору «Осирак». Возможно ли подобное развитие событий с Ираном?
– Ситуация с Ираном заметно отличается от иракской. Тогда Израиль разбомбил единственный ядерный объект Хусейна, похоронив его ядерные амбиции. В Иране учли эту ошибку и рассредоточили ядерные объекты по всей стране (а некоторые разместили на большой глубине), что затрудняет их уничтожение.
И по оценкам военных экспертов, без американской помощи ликвидировать иранскую ядерную программу Израилю будет тяжело. Напротив, это может лишь подстегнуть иранскую агрессию. Но настроения Нетанияху воинственные. В его поведении тоже есть элементы шантажа в отношении США – дескать, в случае чего, нанесем удар сами.
– Что может послужить поводом для израильского удара?
– Для этого Иран должен перешагнуть «красную» черту. Пока он обладает низко обогащенным ураном. Но может попытаться получить высокообогащенный уран, пригодный для производства ядерных зарядов. Но говорить о начале войны рано, поскольку стороны ведут игру.
Читайте: Израильский "ястреб" Нетанияху возвращается во власть.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.