Как помирить заклятых корейских братьев?

23 апреля на Корейский полуостров прибывает российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Цель визита – уговорить обе Кореи «вложить мечи» и отказаться от воинственной риторики. В первую очередь, речь идёт о Северной Корее, которая с августа 2008 года нагнетает обстановку вплоть до выхода из режима нераспространения ядерного оружия. Ситуация усугубляется тем, что обострение происходит у российских границ.

23 апреля с визитом на Корейский полуостров прибывает глава МИД России Сергей Лавров. Он посетит обе Кореи. Этот визит весьма актуален: ситуация на Корейском полуострове заметно накалилась. Она стала портиться в августе 2008 г., когда КНДР, воспользовавшись удобным моментом – отвлеченностью мирового сообщества войной в Южной Осетии – заявила о намерении выйти из режима нераспространения ядерного оружия.

С 12 февраля 2009 г. положение ещё больше ухудшилось. Пхеньян заявил о намерении запустить в космос первый северокорейский спутник. Однако Сеул, а также Токио и Вашингтон заподозрили, что КНДР готовит к испытанию ракету средней дальности «Тэпходон-2», способную долететь до американской территории, и пригрозили ее сбить.

В ответ Пхеньян пригрозил войной. Все с напряжением ожидали исторического «пуска». Это произошло 5 апреля. Однако гора родила мышь: размещенной в Японии и Южной Корее американской ПРО не было суждено проверить свою эффективность в боевых условиях. К вящему огорчению «борцов с ракетами» грозный «Тэпходон-2» рухнул в море вскоре после старта. Впрочем, исчезновение в океанской пучине то ли спутника, то ли баллистической ракеты не привело к улучшению ситуации.

И вскоре после этого КНДР заявила о разрыве предыдущих договоренностей относительно свертывания своей ядерной программы. Более того - изгнала экспертов МАГАТЭ, которые следили за соблюдением режима нераспространения оружия массового поражения.

21 апреля между двумя Кореями состоялись первые за год официальные переговоры. Однако они продолжались всего 22 минуты и больше напоминали обмен ультиматумами. В частности, КНДР требовала прекратить антикоммунистическую агитацию, а Южная Корея, в свою очередь, настаивала на прекращении запугивания. Иными словами, переговоры провалились. Казалось, ещё чуть-чуть, и заговорят пушки. И всё это у наших границ.

А затем - новый предлог для негодования Ким Чен Ира: 22 апреля северокорейцы обвинили соседа в том, что он нарушил разграничительную линию, служащую подобием границы после перемирия 1953 г., передвинув пограничные столбы.

КНДР расценила это «серьезной военной провокацией», угрожающей возобновлением боевых действий между Севером и Югом, прекращенных в 1953 г. Она потребовала восстановления пограничного статус-кво, в противном случае обещая «принять меры самообороны». Всю ответственность за возможное столкновение Пхеньян возложил на Сеул.

Никак нельзя исключать того, что ситуация будет развиваться по самому неблагоприятному сценарию. Фактически стороны до сих пор находятся в состоянии войны. Ведь мирное соглашение так и не было подписано.

После окончания Корейской войны 1950–1953 годов неоднократно происходили столкновения. Особенно часто – у разграничительной линии в Жёлтом море. Потери несли обе стороны, но перевес обычно оставался на стороне Сеула.

Впрочем, КНДР и не раз демонстрировала высокую выучку своих войск, особенно спецподразделений. Так, в 1968 г. они захватили американский секретный разведывательный корабль "Пуэбло" у своих берегов и осуществили успешное нападение на «Голубой дом», южнокорейскую правительственную резиденцию.

Ведь в чём смысл действий Пхеньяна? Показать всему миру, а особенно США и соседним южнокорейским «буржуям», свою силу и получить с них дань. В прошлом это удавалось. Так, после ядерного испытания, осуществленного КНДР в октябре 2006 г., обескураженное мировое сообщество предоставило ей в обмен на отказ от ядерной программы деньги, продовольствие и мазут.

В 2007 г. Пхеньян сделал вид, что ликвидирует свои атомные объекты в Йонбене. Но предоставленные мировым сообществом средства, еда и топливо кончились, и Северная Корея снова достала «ядерную дубинку», которая на деле является мифом.

На ситуацию попытается повлиять министр иностранных дел России Сергей Лавров. Удастся ли ему помирить заклятых корейских братьев? Вопрос остаётся открытым. Но опыт подсказывает, что в случае с КНДР всё возвращается на круги своя. Для того чтобы изменить такое положение дел, одних только усилий российской дипломатии может оказаться недостаточно.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить