Президент США Барак Обама провел свою первую пресс-конференцию в роли главы американского государства. Ключевыми моментами обсуждения стали спасение экономики в условиях мирового финансового кризиса и борьба за ядерное разоружение. В первую очередь, предложения Обамы касаются России и Ирана.
Обама признал, что США переживают «самый глубокий экономический кризис со времен Великой депрессии». Он подчеркнул, что во многом это является наследием эпохи Буша, который за свое правление ухитрился удвоить американский внешний долг.
Для борьбы с экономическими потрясениями новый президент предлагает Сенату «как можно быстрее» одобрить предлагаемый им пакет мер, краеугольным камнем которого является выделение беспрецедентно большой за всю историю страны суммы в 838 млрд. долларов. Она должна покрыть падение «внутреннего спроса» в США на 1 трлн. долларов, являющегося, по словам Обамы, «главным двигателем экономического развития».
По мнению американского президента, такая мера позволит решить проблему безработицы путем создания дополнительных рабочих мест, а также восстановить кредитный и жилищный рынки за счет снижения налогов. По замыслу Обамы, это в конечном итоге обеспечит экономический рост. При этом президент согласился с тем, что его «план не совершенен» и оговорился, что он может и не гарантировать успех. Однако, по его словам, «бездействие лишь усилит кризис и страдания миллионов американцев».
Значительная часть выступления американского президента была посвящена внешней политике: ситуации в Афганистане и Ираке, возможному сокращению стратегических наступательных арсеналов и борьбе с распространением ядерного оружия в «третьих» странах, в частности, в Иране.
Судя по выступлению президента, налицо определенные успехи американской политики в Ираке, но не в Афганистане. Обама признал, что опирающееся на НАТОвские штыки афганское правительство контролирует только столицу, а большая часть страны находится во власти «Талибана» и «Аль-Каиды». Кроме того, он заявил об опасности распространения конфликта на соседний Пакистан. В этой связи Обама обозначил афганское направление главным фронтом борьбы против международного терроризма и объявил о намерении почти в два раза увеличить действующую там группировку американских войск.
Важное место в выступлении американского президента заняла иранская ядерная проблема, которая, по словам Обамы, может спровоцировать на Ближнем Востоке гонку ядерных вооружений и привести к необратимым последствиям для всего мира.
В связи с этим особое внимание было уделено вопросам американо-российского взаимодействия, в котором, по мнению Обамы, большую роль должна сыграть именно Россия. При этом автоматически возникает другой вопрос: как быть с ядерным оружием Израиля? Ведь без его решения добиться положительного ответа от Ирана будет сложно. Как известно, при рассмотрении собственной ядерной программы Иран требует обратить внимание на израильский арсенал, что служит одной из причин его отказа говорить о собственных стратегических вооружениях.
Ситуация, безусловно, сложная, но Обама не считает, что возможности для мирного решения иранской ядерной проблемы исчерпаны. Американский президент намерен расширить контакты с иранским руководством, вплоть до организации личных встреч и консультаций, на которых он готов выдвинуть приемлемые для Тегерана предложения.
При этом он фактически предостерег Исламскую республику от злоупотребления доверием мирового сообщества и призвал её доказать на практике свои намерения. В частности, Тегерану следует отказаться от поддержки террористических организаций «Хизбаллах» и «Хамас», прекратить угрозы в отношении Израиля и, в конечном счете – забыть об идее обзавестись собственным ядерным оружием.
Обама не преминул отметить, что для того, чтобы иметь моральное право «обращаться к другим странам» по вопросам разоружения, Москве и Вашингтону следует самим подать положительный пример.
Американский президент намерен вести на эту тему переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Таким образом, он фактически подтвердил свои намерения добиваться от России продления Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1) и готовить почву для ратификации СНВ-2, по которому ядерные арсеналы Москвы и Вашингтона должны быть уменьшены в пять раз.
Заметим, что судьба продления СНВ-1 фактически решена положительно. Однако прежде чем говорить о ратификации СНВ-2, нужно снять все вопросы по предыдущему соглашению. Так, при выполнении СНВ-1 российские наблюдатели зафиксировали со стороны американцев ряд серьезных нарушений, совершенных в обход договора.
Когда Россия распиливала свои ракеты, взрывала и заливала бетоном пусковые шахты, США просто снимали с боевого дежурства свое вооружение, чтобы потом отправить его на склад. Таким образом, Вашингтон получил существенное преимущество, поскольку накопленный «возвратный потенциал » можно привести в боевую готовность за считанные часы. И без решения вопроса о его уничтожении дальнейшее развитие процесса сокращения ядерных арсеналов будет затруднено. Ратификация СНВ-2 будет осложнена еще и тем, что собственные ядерные силы продолжает наращивать Китай.
Словом, вопросов возникает много. Но, в любом случае, американский президент в своем выступлении признал, что Россия продолжает играть ключевую роль в важнейших международных делах и что без неё вопрос ядерного сдерживания решить невозможно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.