Китай захватывает страны «третьего мира», используя промахи Запада и исчезновение советского влияния. Этому способствует и мировой финансовый кризис, благодаря которому Пекин всё увереннее чувствует себя в Южной Америке и Африке. Пикантность ситуации в том, что прежние властители «третьего мира» – Англия, Франция и даже США – сдают позиции. На смену им и приходит Китай.
Пекин выбрал удачное время для «завоевания» стран «третьего мира» и, в первую очередь, «Черного континента». Пока Запад занят Афганистаном и Ираком, а также бесконечными поисками мнимой «российской угрозы», КНР на глазах осваивает бывшие его колонии. Об этом наглядно говорит продолжительное, почти недельное турне китайского министра иностранных дел Ян Цзечи по Африканскому континенту. Как ни странно, высокопоставленный дипломат из КНР не станет тратить время на старых друзей в лице Зимбабве и Судана. С одной стороны, чтобы не компрометировать себя лишний раз связями с «недемократичными жестокими режимами». С другой – отношения с ними в силу их конфронтации с Западом и так развиваются хорошо.
Читайте: Китай готовит ответ на вызовы современности .
Куда же устремил свой взор великий «китайский дракон»? Это Малави, ЮАР, Уганда и Руанда. Руководитель внешнеполитического ведомства КНР открыто заявил: «Китай не бросит Африку даже в период всемирного экономического спада», а его турне посвящено «дальнейшему налаживанию политических и экономических связей». Однако высокопоставленный китайский дипломат немного лукавит. Скорее, Поднебесная сознательно выбирает удобное время для еще большего внедрения на «Черный континент».
С одной стороны, Запад крепко увяз в Афганистане и Ираке, а, с другой, в условиях мирового финансового кризиса он занят спасением собственной экономики. И, учитывая давние сложные отношения между самими западными странами в борьбе за влияние на «третий мир», задачи Китая ещё больше упрощаются.
Читайте: Африканские сокровища: проклятие "Чёрного континента" .
Заметим, что в последние годы африкано-китайские отношения развиваются всё активнее. Растущая экономика Поднебесной, в начале 2009 года обогнавшая германскую и вышедшая на третье место в мире, требует всё больше ресурсов. И в этом смысле раздираемый бесконечными войнами и конфликтами «Черный континент» представляет для неё настоящую находку. Благодаря этому всегда можно найти «точку опору» в лице той или иной группировки, с помощью которой и бороться за дешевые ресурсы.
После первого дня визита в Малави высокопоставленный китаец уже демонстрирует успехи. Там Ян Цзечи подписал соглашение о строительстве отелей и делового центра в её столице Лилонгве. Кроме того, Китай построит там новое здание парламента и шоссе, которое свяжет страну с соседней Замбией и позволит минимизировать издержки на вывоз оттуда необходимого Пекину сырья (кобальт, медная руда, никель и уран).
Китай также намерен стать крупнейшим покупателем табака, по производству которого Малави занимает 1-е место в Африке. Это произошло после коллапса знаменитой табачной индустрии Зимбабве. Но и это еще не всё. Пекин намерен реанимировать чайную и сахарную промышленность Малави, которая после Великой Депрессии начала 1930-х гг. до сих пор не оправилась. Есть у китайцев в Малави и другой интерес – до сих пор неразработанные залежи бокситов, сырья для получения алюминия.
Оставленная «без внимания» инвестора после резни 1994 года Руанда, возможно, найдет его в лице Китая, который присматривается к её оловодобывающей, а также чайной и кофейной промышленности.
Но главным пунктом визита Ян Цзечи является Южная Африка, ставшая главным торговым партнером Китая на «Черном» континенте. Показателем, подтверждающим это, является неуклонный рост между ними товарооборота, который в настоящий момент уже превышает 10 млрд. долларов в год. Это не случайно, ведь ЮАР в экономическом отношении является самой развитой африканской страной,которая представляет собой крупного поставщика на мировой рынок цветных металлов и сельскохозяйственной продукции.
Впрочем, китайская экспансия в Африке не является «победным церемониальным маршем». Другим ключевым игроком на «Черном» континенте в настоящее время являются США. Хотя былые «господа» Африки – Великобритания и, особенно, Франция заметно сдали свои позиции, борьба продолжается.
Заметим, что Китай пытается также заменить исчезнувший СССР, имевший на африканские страны огромное влияние, и уже может похвалиться заметными успехами. Особенно это касается клеймимых западом за «недемократичность» Зимбабве и Судана. В первую очередь, китайцев в Зимбабве интересуют металлы платиновой группы и хромиты, по запасам которых Зимбабве занимает 3-е место в мире, а также прочие цветные и редкоземельные металлы. Учитывая то, что правитель страны Роберт Мугабе испортил отношения почти со всем миром, у Китая есть неплохие шансы снять с этой страны все «сливки».
Однако во многом его проникновение в Африку началось с Судана, нуждающегося в опоре против повстанцев Дарфура, финансируемых Западом. Он её нашел в лице Китая, «происки» которого замечены и в соседнем Чаде, который на свою беду также оказался богат нефтью. Это может изменить местный профранцузский режим. Тем более, что Всемирный Банк сократил вложения в разработку недр страны из-за острой политической нестабильности.
Китай вовсю экспортирует суданскую нефть и не против прихватить и чадскую. Ставки в борьбе за африканскую нефть очень высоки. В настоящее время сырьё из Судана занимает 7% от китайского импорта «черного золота». И в будущем доля «африканской» нефти в экономике КНР может вырасти до 30%.
Сказанное выше означает, что китайцы и дальше будут поддерживать Хартум. Этого не желает Запад, который и сам «положил глаз» на местные нефтяные богатства. До последнего времени из-за военной угрозы в Чаде и Судане работала, главным образом, лишь американская нефтяная компания «Эксон Мобил». Однако в связи с резким падением цен на «черное золото» и высокими рисками и ее судьба висит на волоске.
Американские нефтяные компании имели все шансы закрепиться в СУдане, если бы не политика. Напомним, что в 1997 г. на Хартум Вашингтоном были наложены санкции в связи с «поддержкой» им терроризма. Кто же знал, что вскоре там обнаружат запасы нефти, по объему сопоставимые с Саудовской Аравией.
Новый режим в Чаде, поддерживаемый из Судана, мог бы поставить под угрозу нефтепровод Чад–Камерун, а заодно и интересы Запада. Там опасаются того, что Китаю достаточно только сделать шаг, чтобы нефть Чада потекла «в противоположном» направлении. Впрочем, если США и Европа боятся осваивать чадские нефтяные богатства, то Китай готов рискнуть и пожертвовать жизнями своих граждан, которых у него, как известно, явный переизбыток.
Напомним, что недавно в Судане убили группу китайских специалистов. Однако на Пекин подобные «предупреждения» действуют с точностью до наоборот. Дело в том, что эксперты предсказывают, что уже в 2010 г. цена на нефть может вернуться к отметке в 100 долларов за баррель, а к 2012 г. перешагнуть свой рекордный показатель в 150 долларов. Поэтому есть за что бороться.
В конце 1990-х гг. Западу удалось одержать верх в борьбе за южный Судан, где также были обнаружены богатые нефтяные источники. По тому же принципу ведется и поединок за Дарфур. Однако теперь Судан мириться с потерей своих богатств не намерен и с помощью Ливии и Китая перешел в решительное контрнаступление.
В перспективе у Китая есть все шансы подвинуть Запад в Африке. И дело даже не только в печальном колониальном наследии, от которого многие на «Черном континенте» стремятся освободиться. В условиях сырьевых противоречий, которые неизбежно обострятся по мере выхода из кризиса, Китай готов сделать Африке предложение, от которого ей тяжело будет отказаться.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.