Новая Зеландия заявляет себя как одного из главных претендентов на природные богатства Антарктиды. Поводом к попыткам раздела «ничейной территории» стало глобальное потепление и таяние льдов, что делает этот континент привлекательным для разработки вообще не использованных человечеством её природных богатств. У этой страны все шансы занять свой кусок «Ледяного континента».
По мере исчезновения ледяного панциря Антарктиды к этому континенту наблюдается всё большее внимание. Однако откуда такое стремление к освоению богатств Антарктиды у Новой Зеландии? Как известно, что львиную долю доходов Веллингтону приносит сельское хозяйство, экспорт мяса, шести и молочных продуктов, а также рыболовство. Однако по прогнозам геологов, подо льдом скрыты огромные, еще неиспользованные природные богатства от нефти до редкоземельных металлов. Тем более, что своих энергоресурсов для покрытия всех потребностей новозеландцам не хватает. Зато их можно с лихвой покрыть за счет соседней Антарктиды.
У Новой Зеландии имеются неплохие шансы занять понравившуюся ей часть континента. Во-первых, по причине региональной близости этой страны к Антарктиде. Во-вторых, потому, что эта страна, являясь старым союзником Австралии, Англии и США, имеет с их стороны всестороннюю поддержку и также проталкивает интересы этих держав в регионе. В-третьих, потому, что она исторически является одним из лидеров по освоению Антарктиды. И в-четвертых, имеет для этого мощную экономическую и промышленную базу.
Читайте: Почему Австралия становится противником России?
Антарктические амбиции» Новой Зеландии во многом обусловлены её уникальным географическим и экономическим положением в Тихоокеанском регионе. Именно Новая Зеландия находится в числе немногих государств, обладающих там полярной станцией, действующей круглый год и имеющей на ней аэродром.
Таким образом, это один из главных наших конкурентов на богатства Антарктиды. Заметим, что отношения у России с Новой Зеландией практически всегда оставляли желать лучшего и напротив, с Западом они исторически, долгое время считались «прекрасными». Дело в том, что политика Новой Зеландии находится в орбите влияния Великобритании и особенно США. И по этой причине наши отношения с этой страной развивались непросто и нередко бывали даже хуже, чем с Западом.
Дипломатическими миссиями стороны обменялись лишь в 1944 году в связи с борьбой против общего врага во время Второй мировой войны. Но они были разорваны уже в 1949 году в связи с начавшейся «холодной войной». В таком состоянии стороны находились четверть века, пока не были восстановлены в связи с разрядкой в связи с уходом США из Вьетнама. Однако вскоре отношения снова были испорчены в связи с вводом советских войск в Афганистан. С 1979 по 1991 годы, несмотря на внешнее сохранение дипломатических связей и при сохранении посольств они фактически работали «без дипломатов» и не обменивались послами.
Читайте: Россия возвращается в Океанию .
Сегодня, за всю историю двусторонних связей у нас наблюдается, вероятно, лучшее взаимопонимание. Например, то, что Россия является одной из 41 стран, имеющих дипломатические отношения с Новой Зеландией, говорит о многом. Одновременно через Москву осуществляются контакты Веллингтона со странами СНГ. Правда, география и взаимная удалённость друг от друга играют свою роль: товарооборот между двумя странами измеряется несколькими десятками миллионов долларов.
Однако «былое» тяжелое наследие даёт о себе знать и сегодня. В недавнем прошлом негативно сказывались и скандалы, связанные с «Русской мафией», которая якобы открыла в Новой Зеландии свои «филиалы» и активно вела преступный бизнес. Делу даже пытались придать политический окрас, поскольку Веллингтон запустил информацию о том, что среди её лидеров было немало «агентов и даже сотрудников КГБ». При этом, по данным местной газеты New Zealand Herald некоторые из них в прошлом занимали «очень крупные посты».
Напротив, исторически сложилось так, что Новая Зеландия была «завязана» на Запад. Во время Первой и Второй мировой войн, несмотря на удалённость этой страны от «центров цивилизации» её войска отличились практически на всех театрах военных действий. Подобным образом они проявили себя и в локальных войнах во время «Холодной войны», например, в Корее и во Вьетнаме.
После Второй мировой войны Новая Зеландия, сохранив тесные отношения с Великобританией, и по сути, до сих пор являясь британским доминионом, переориентировалась в своей внешней политике на США, которые и стали её главным военным, политическим и экономическим партнёром. Тогда Англия утратила прежнее влияние в Тихом океане, уступивамериканцам, которые помогали новозеландцам выстроить свою оборону на случай вторжения японцев. Это было продемонстрировано в 1951 году при создании антисоветского блока АНЗЮС, в который, кроме Новой Зеландии, вошли Австралия и США.
Уже через три года она вместе с партнерами по АНЗЮС, а также Пакистаном, Таиландом, Филиппинами и Францией вступила в еще более влиятельную «Организацию договора Юго-Восточной Азии» (СЕАТО), главным назначением которой было «противодействие коммунизму» в регионе. При этом она имеет статус «основного союзника США вне НАТО». На втором месте по значимости для этой страны находится Евросоюз. Кроме того, между Новой Зеландией и Североатлантическим альянсом существует соглашение о взаимообмене «разведывательной и закрытой информацией».
Однако Новую Зеландию нельзя считать «марионеткой Запада». Это достойная самодостаточная страна с одной из самых развитых экономик. Так, валовой национальный продукт Новой Зеландии в 2007 году равнялся 112,7 млрд американских долларов. Таким образом, в этом отношении страна занимала 58-е место в мире. При этом доходы на душу населения являются одними из самых высоких на планете– 26300 американских долларов, что равнозначно 21 месту в мировом рейтинге.
Всё это позволяет ей иметь свой «взгляд на мир», с которым считаются ведущие державы планеты. Так, с 1984 года она на решительно изменила свою политику, решив вести более независимый курс и запретив иностранным кораблям с ядерным оружием на борту и даже атомными реакторами заходить в её территориальные воды.
Это был настоящий вызов, в первую очередь – старым соратникам по антисоветским блокам США и Франции, которые в те годы усилили ядерные испытания в уникальной тропической зоне Тихого океана на атоллах Бикини и Муруроа. До этого её портовая инфраструктура нередко служила перевалочной базой для кораблей этих стран, участвовавших в осуществлении ядерных испытаний.
С этого времени между ними «пробежала черная кошка». В 1986 году США заявили о том, что больше не будут обеспечивать её безопасность. Правда, на Веллингтон это не произвело никакого эффекта: с ближайшим соседом – Канберрой – у него прекрасные отношения. А мифические коммунисты в южной части Тихого океана, которыми его так пугал Вашингтон, не появились даже на горизонте. Новозеландцы прекрасно понимали, что главную опасность для них представляет ядерное оружие подобных «союзников», которое они испытывали поблизости от их берегов.
При этом самыми напряжёнными были отношения с Францией. После её ухода из Алжира иных полигонов для испытания ядерного оружия, кроме как тихоокеанских территорий, у нее не было в отличие от США, которые также тестировали его у себя дома в Неваде. На территории Новой Зеландии при поддержке местных «зеленых» «свила гнездо» организация «Гринпис», особенно досаждавшая французам блокированием их кораблей с ядерным оружием на борту. И вот в 1985 году французские спецслужбы в порту Окленда провели диверсию и потопили принадлежавшее защитникам природы судно «Радужный воин».
Акция прошла аляповато: её исполнители оставили следы, точно говорившие о причастности к ней французов. Однако это еще больше усилило решимость Веллингтона бороться против присутствия ядерного оружия в Океании. В 1987 году Новая Зеландия первой подала миру пример, приняв закон о безъядерном статусе своей территории. Поэтому Веллингтон пользуется в островных странах Тихого океана едва ли не большим уважением и влиянием, чем Австралия.
Этот независимый курс она сохраняет и сегодня. Причины, почему США предпочитают «охаживать» эту страну, очевидны: Вашингтон по-прежнему рассматривает Новую Зеландию с её современными портами как плацдарм для «рывка» на Антарктиду.
Напомним, что присутствие Новой Зеландии в Антарктиде связано с её «британским прошлым»: в 1923 году англичане, не способные управлять «территорией Росса» издали, да и не представляющей тогда для них большую ценность, передали ее Веллингтону. В настоящее время назначаемый из Лондона «при согласии» Веллингтона генерал-губернатор страны одновременно является и главным властвующим лицом и над так называемой «территорией Росса». И хотя в 1959 году Новая Зеландия подписала международный Договор об Антарктике, по которому ни одна нация не может устанавливать свою власть над её территорией, Веллингтон сохраняет над ней контроль так, «чтобы не ущемлять права других стран и не нарушать договор».
И в случае неизбежного в будущем дележа она получит огромную, намного превосходящую её собственную, территорию Ледяного континента и в связи с этим будет играть намного большую, чем раньше, роль в мировой политике.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.