Россия нашла противоядие против опустошающих её воды иностранных браконьеров. Особенно острая ситуация наблюдается на российском Дальнем Востоке, где особенно «активны» японцы, и в Баренцевом море, где хищнический промысел ведут норвежцы. Эти действия наносят России огромный ущерб. Однако возможно теперь у зарубежных любителей чужого добра пропадёт охота разорять наши морские богатства .
Россия готова с помощью жестких мер навести порядок на своих морских рубежах. Об этом говорит конфискация зарубежной браконьерской шхуны, отобранной по решению Фрунзенского районного суда Владивостока.
Напомним, что больше года назад, а именно в октябре 2008 года, российские пограничники задержали у берегов Приморья в Японском море камбоджийскую шхуну «Аквамарин», команда которой занималась беззастенчивым грабежом морских богатств России. На её борту стражи морской границы обнаружили свыше 18 тысяч крабов разных видов. Ущерб от действий далеких южных гастролеров составил 6 млн рублей. После этого браконьерскую шхуну отконвоировали в российский порт, где её экипаж дожидался решения суда.
Его вердикт огорчил её владельцев: мало того, что им пришлось расстаться с кораблём, его собственникам также придется выплатить штраф на сумму 7,3 млн рублей. Решение жесткое, но полностью справедливое: дело в том, что в последнее время иностранные браконьеры резко активизировались в российских водах. Особенно страдают от их наплыва наши дальневосточные и северные рубежи. Главными нарушителями российских морских границ и одновременно любителями пограбить наши океанские биоресурсы традиционно являются японцы и норвежцы.
В случае с первыми всё понятно: «дары моря» традиционно составляют основу японского рациона. Как они ловят их добывают, тоже всем известно: по словам очевидцев, они «вычерпывают из океана всё – от китов до водорослей», не гнушаясь даже мальками. Разумеется, ни к чему хорошему такой способ ловли привести не мог: в прибрежных водах Японии всё уже давно выловлено и съедено.
И вот, японские рыбаки устремили свои взоры в сторону традиционно богатой морскими биоресурсами России. Уже полвека главным районом «морской битвы» между пограничниками и иностранными браконьерами традиционно являются воды около южной части российских Курильских островов, богатые ценными породами рыбы, краба (в том числе и знаменитого камчатского королевского), гребешка и др.
С каждым годом битва за морские ресурсы России не только не ослабевает, но временами даже усиливается. В ряде случаев нашим пограничникам для обуздания браконьеров даже приходилось применять оружие. Но и это не всегда останавливает любителей «чужого»: слишком уж велик соблазн забраться к соседу и, взяв большой улов, быстро уйти обратно.
На вооружении японских браконьеров современное оборудование: практически все их шхуны оснащены спутниковой навигацией, радарами, позволяющими издали обнаружить российских пограничников и двигателями, позволяющими убегать на внушительной скорости.
И далеко не всегда удается застигнуть браконьеров на месте преступления с поличным: если уйти за спасительный пограничный барьер не удается, команда пытается избавиться от улик, выбрасывая целые тонны рыбы, краба и моллюсков за борт. Сети и другие орудия лова обнаружить удается тоже далеко не всегда: инновации пришли и в промысел биоресурсов. Чего, например, стоят сети, устанавливаемые с помощью компьютерного оборудования на определенной глубине и всплывающие строго тогда, когда это нужно самим браконьерам.
Поэтому бывали случаи, когда на борту заведомо браконьерской шхуны никаких иных улик, кроме следов крови и чешуи обнаружить не удавалось. В таких случаях экипажу практически ничего не грозит. Самое большее – не особенно продолжительная экскурсия на российский берег и незначительный для владельца штраф.
Поэтому стимул для нарушения границы и грабежа российских морских биоресурсов сохранялся: их во многом провоцировала незначительность наказания и не всегда внятная политика по отношению к наглому и бесцеремонному вторжению в наши воды зарубежных кораблей.
Не менее нагло ведут себя норвежцы: как известно, рыбный промысел (особенно треска) приносит для норвежской казны один из главных после добычи нефти и газа доходов. Благодаря этому Норвегия долгое время являлась одной из самых процветающих в экономическом плане стран, с одним из самых высоких доходов на душу населения в мире. Одним из проявлений «норвежского чуда» было и введение четырёхдневного рабочего дня для граждан страны.
Поэтому Осло так рьяно отстаивает свои права на ведение рыбного промысла у берегов Шпицбергена, причем норвежские корабли нередко задерживают там российских рыбаков, несмотря на существующее между Россией и Норвегией соглашение, позволяющее обеим сторонам ловить в районе этого архипелага рыбу. К тому же и сами норвежцы не против залезть с браконьерскими целями и в наши воды.
Однако в последнее время всё чаще в наши воды стали приходить и другие нежданные гости, особенно из ряда соседних с Японией стран и как показывает нынешний случай, даже из Камбоджи. Спрашивается: что забыли южане в наших водах на удалении тысяч километров от своей Родины?
Дело в том, что с каждым годом продовольственная проблема становится всё острее. Не обошла она стороной и рыбные ресурсы, которые неуклонно, год от года, продолжают сокращаться. За последние десятилетия прибрежные воды густонаселенных азиатских стран от Индии до Китая лишились прежних объемов морских богатств: как известно, именно в этой части земли живет больше половины её населения, которое продолжает неуклонно увеличиваться.
В связи с этим наблюдается и постоянный рост потребления продовольствия. Как следствие, прибрежные воды Таиланда или Вьетнама или той же Камбоджи во многих случаях очищены даже от мелкой рыбешки. Вот и устремляются те же южане к нашим берегам в поисках еще не разоренных морских богатств.
Разумеется, азиатское население, которому может угрожать голод, жалко. Однако российские воды не могут быть богадельней и бесплатным источником для чужих рыбаков. К чему может привести бесконтрольный варварский промысел – ясно на примере всех тех стран, которые представляют в наших водах заезжие браконьеры. За каждого выловленного ими краба или гребешка надо платить немалые деньги. А зачем это делать, если можно делать это и без этой обременительной процедуры?
Как раз 1 декабря 2008 года завершилась проводимая в течение двух месяцев пограничниками операция «Краб-2008». Её итоги говорят о том, что браконьерский промысел у российских берегов продолжается. За нарушение правил промысла задержали пять шхун и траулеров. Как полагают сами жители дальневосточной окраины, это лишь верхушка айсберга. Причем пограбить российские воды не против и российские рыбаки, многие из которых сами отвозят «товар» в ту же Японию.
И отбить охоту браконьерствовать в наших водах можно только в том случае, если закон будет стопроцентно гарантировать полную конфискацию орудий лова, в том числе и самого судна, с которого производились преступные действия. Иными словами, сделать подобный промысел невыгодным экономически.
Браконьерские шхуны отбирались и раньше, однако это скорее было исключением из правил. Если же российские власти так будут поступать регулярно, то показатели незаконного лова неизбежно пойдут вниз.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.