По итогам III-го Саммита глав государств и правительств стран-членов Совета Европы (Варшава, 16-17 мая 2005 года) Конференция международных неправительственных организаций Совета Европы представила новый проект, ориентированный на активизацию диалога с национальными неправительственными организациями из 47 стран-членов Совета. Целью проекта является собрание представителей ведущих национальных неправительственных организаций на региональных Конгрессах для обсуждения актуальных проблем в области участия гражданского общества в строительстве и консолидации демократии. Первый региональный конгресс неправительственных организации состоялся в марте 2006 года в Варшаве . Второй состоялся 25-27 ноября 2007 года в г. Киеве (Украина) . Третий региональный конгресс пройдет 4 - 7 декабря 2008 г. в г. Пензе (Российская Федерация).
Конгресс в России проводится по инициативе Конференции международных НПО Совета Европы, обратившейся с предложением о совместной работе по его подготовке в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества).
Руководит подготовкой и проведением Конгресса Организационный комитет, в состав которого вошли представители ведущих НПО России и европейских стран, МИД России, Генерального директората Совета Европы по демократии и политическим вопросам, Правительства Пензенской области, Общественной палаты Российской Федерации.
Руководитель Московской Хельсинской Группы Людмила Алексеева заявила о своем выходе из состава организационного комитета III Регионального конгресса неправительственных организаций Совета Европы. Ее заявление с изложением причин этого решения было рассмотрено на заседании организационного комитета Конгресса 28 ноября.
Члены организационного комитета пришли к выводу, что почти все предложения Московской Хельсинской Группы были приняты – включение в программу дискуссий по региональному сотрудничеству, постконфликтному урегулированию, законодательству об НПО, межкультурному диалогу. В состав участников по предложению Московской Хельсинской Группы включены представители правозащитных НПО.
Решение о месте и времени проведения Конгресса было принято организационным комитетом с участием Московской Хельсинской Группы конценсусом.
Не нашло понимание у всех членов организационного комитета только одно предложение госпожи Алексеевой об изменении названия Конгресса. Но на то и существуют демократические процедуры принятия решения, чтобы при учете всех мнений приходить к единому решению. Подавляющее большинство организаторов (включая представителей Конференции международных НПО Совета Европы) решили не менять название Конгресса.
В связи с этим члены организационного комитета выражают сожаление по поводу решения Людмилы Алексеевой о самоустранении из процесса обсуждения лидерами ведущих национальных неправительственных организации роли НПО в процессах развития и консолидации демократии, развития гражданского общества, создание условий для диалога по актуальным проблемам европейского сотрудничества, рассмотрение возможностей и перспектив регионального сотрудничества, выработка резолюций и рекомендаций, касающихся сферы деятельности НПО и механизмов их взаимодействия со структурами Совета Европы.
В Конгрессе примут участие 250 представителей ведущих НПО из более чем 20 стран Европы, а также представители международных организаций и секретариата Совета Европы.
Главной темой Конгресса является обсуждение инициативы о принятии Европейского Кодекса гражданского участия – документа, который определит основные принципы взаимодействия НПО друг с другом, властями, бизнесом и масс-медиа.
Зададимся вопросом - в чем причина такой непримиримой позиции Московской Хельсинской Группы? Почему ее представители каждую неделю подготовки Конгресса выдвигали новые требования, и когда поняли, что все они принимаются, выдвинули изначально провокационное и невыполнимое – сменить название Конгресса?
Ответ следует искать в начале 90-х годов прошлого века. Когда еще Россия не была членом межгосударственной (!) организации – Совета Европы, ряд российских, по преимуществу правозащитных, организаций начали развивать сотрудничество с Советом Европы. В определенный момент они решили, что только они имеют право на это сотрудничество, только они являются истинными представителями российского гражданского общества в Европе, только им доступно высшее понимание и толкование универсальных принципов прав человека и верховенства права.
Но мир стремительно меняется. Сегодняшняя Россия другая. Совет Европы перестал бть для России внешним фактором. Российская Федерация стала одним из его влиятельных членов. Власть и общество находятся в конструктивном диалоге, в котором участвуют тысячи российских НПО.
Это понимают в Совете Европы, который уже давно начал процесс расширения сотрудничества с российскими институтами по разнообразному спектру сфер и направлений.
Таким образом, рушится монополия «независимых» (как они сами себя называют) НКО на Европу. Эта монополия давала этим организациям ряд серьезных преимуществ – приток новых членов, заинтересованных в сотрудничестве с европейскими организациями, ресурсы на реализацию европейских проектов в России. И страх за нарушение своей эксклюзивности, перед возможной конкуренцией с другими российскими общественными институтами толкает их на абсолютно алогичные действия. Онипредлагают – с ними соглашаются, им предлагают сотрудничество – они используют любой повод, чтобы от него отказаться и обвинить партнеров в нарушении своих прав и других смертных грехах.
Оно и понятно. Потеряв свою монополию, они лишатся всего, так как другого у них просто нет.
Именно поэтому они усмотрели в обращении Конференции международных НПО Совета Европы к Совету Федерации смертельную для себя угрозу. Как это так, обратились не к их превосходительству! С самого начала подготовки Конгресса представители Московской Хельсинской Группы пытались сделать все, чтобы сорвать его проведение. Члены группы ездили по европейским конференциям, форумам и призывали европейские организации бойкотировать проведение Конгресса в России, выдвигали организаторам требования одно затейливей другого. И когда они поняли, что предъявить им больше нечего пошли на намеренную провокацию и вышли из состава оргкомитета.
Но монополии в общественной сфере нет и быть не может. Успех в ней всегда зависел от умения учитывать разные позиции партнеров и коллег, а не от эффектных ультиматумов.
Это давно стало ясно в России, сейчас с этим определились Совет Европы и международные организации, приезжающие на Конгресс.
В завершении показательная история. Организаторы Конгресса в процессе оповещения его участников, предложенных Людмилой Алексеевой, столкнулись с тем, что Московская Хельсинская Группа, включив их в список участников, даже не поставила их об этом в известность. Не царское это дело! Лидеры этих НПО ответили им взаимностью. На вопрос организаторов «Ну как вы можете не знать о Конгрессе, Вас же рекомендовала Людмила Михайловна Алексеева!» половина ее креатур ответила «А это кто?»
Вот такой кризис жанра….
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.