Если посмотреть на карту Франции, исключая сепаратистские регионы, то, от одного из самых больших государств Европы останется лишь небольшая область вокруг Парижа. Этот кошмар может стать явью, если французские власти будут и дальше будут игнорировать требования коренных национальных меньшинств вроде эльзасцев, бретонцев, корсиканцев и басков.
Франция, которая в этом месяце заканчивает свое полугодовое председательство в ЕС, является самым централизованным государством Западной Европы. Ни к какой стране Старого Света не подходит ныне определение "один народ – одно государство". Однако объединение Европы в рамках Евросоюза заставляет жителей национальных окраин задуматься об автономии. Для них не существует особой разницы, быть ли членом ЕС в составе Франции или иметь в нем самостоятельно представительство.
Читайте: Франция разваливает себя сама .
Предшественник современной Франции – государство франков. Оно появилось в эпоху раннего Средневековья. Сами франки были германцами, но со временем романизировались. Ранее, еще во времена Римской империи, ее территорию населяли многочисленные племена кельтов и иберийцев. Однако, в VI - VIII веках франки вытеснили их на окраины. В течение последующих столетий, "аборигены" ассимилировались и утратили государственность. Их язык и культура были преданы забвению. Уже к началу XIX века сформировалась единая французская нация.
Тем не менее, к началу XX столетия в разных регионах страны местное население начало вспоминать свое историческое происхождение, свои корни. Первым по времени из них стало окситанское движение. Окситания – общее название области, в которой говорят на окситанском языке. Она объединяет земли юга Франции (Прованса, Дром-Вивере, Оверни, Лимузена, Гиен и, Гаскони и Лангедока). К моменту появления движения родным языком, похожим на каталонский, владело не более 40% окситанцев. К середине ХХ века их число значительно упало. Однако в 1951 году во Франции было разрешено преподавание местных языков в школе и на окситанском вновь заговорили.
Ныне сторонники независимости Окситании заявили о себе на уровне ЕС. "Партия Окситании" является членом "Европейского свободного альянса". (Альянс – объединение различных европейских политических партий, которые представляют интересы национальных меньшинств, добивающихся политического суверенитета или самоуправления для своей страны или региона). Правда, следует отметить, что стремление окситанцев к автономии в настоящее время практически не выполнимо. Сейчас у жителей некогда значимого региона Южной Франции не осталось ничего, кроме осознания культурной особенности и специфического акцента в языке.
На части Окситании существует также и еще одно сепаратистское движение. Это - "Движение за независимость Ниццы". Его создали сторонники независимости Ниццы, которая вошла в состав Франции лишь в 1860 году по договору с Сардинским королевством. Они уверены, что в случае обретения суверенитета, Ницца станет вторым Монако.
Читайте: Сепаратисты готовят удар по столице ЕС и НАТО .
Ещё одно сепаратистское движение, тоже оспаривающее договор Франции и Сардинского королевства 1860 года, действует в Савойе. Дата его основания – 1960год, когда отмечался столетний юбилей присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Небольшой "Клуб савояров Савойи" постепенно преобразовался в "Савойскую лигу", которая, также как и "Партия Окситании" является членом "Европейского свободного альянса".
Непросто обстоят дела и на северо-западе страны. Речь идет о Южной Фландрии (район городов Лилль, Дуэ и Дюнкерк). В настоящее время в ней проживают 250 тысяч фламандцев. Они, вероятнее всего, присоединятся к Фландрии, в случае провозглашения ее независимости. Напомним, что дело к этому в соседней Бельгии идет полным ходом. Аналогичный процесс идёт в Руссильоне на юго-западе Франции, где живут 250 тысяч каталонцев. Они поддерживают тесные связи с испанской провинцией Каталония, которая, также как и Фландрия, взяла курс на национальное самоопределение.
Действует во Франции и регионалистская партия "Прежде всего Эльзас", стоящая на националистических позициях. Правда, ее активисты выступают не за независимость, а за сохранение своей идентичности, которой, угрожают иммигранты из стран третьего мира. Однако эльзасцы говорят на языке, близком к немецкому, который не хотят утрачивать. Так что проблемы Эльзаса и Лотарингии схожи с проблемами других регионов. Правда, становиться частью Германии эльзасцы не думают.
Однако, наравне с мирными, есть во Франции и сепаратистские движения, отстаивающие стремление к независимости вооруженным путем. В первую очередь – это родина французского императора Наполеона Бонапарта – Корсика. Сторонники независимости острова до сих пор воспринимают французское владычество как колониальное. Террористические группировки корсиканцев достаточно регулярно нападают на административные, военные и туристические объекты, являющиеся символами французского господства. Однако их нападения направлены против зданий, а не против людей.
Но не все корсиканцы хотят независимости. Большинство жителей острова выступают за национальную автономию с особыми правами для корсиканского языка (близкого к итальянскому) и освобождением от ряда общефранцузских налогов.
Действуют на территории Франции и баскские сепаратистские организации. В районе городов Байонна, Англе и Биарриц проживают более 100 тысяч басков. Правда, экстремисты используют территорию Франции, по большей части, как базу для террористических действий против Испании.
Еще одним мощным сепаратистским движением во Франции является бретонское. Населения полуострова Бретань почти три миллиона человек. Оно считает себя потомками кельтов. Многие бретонцы в последние годы стали усиленно изучать национальный язык, который, наравне с французским, преподается в школах. Бретонские сепаратисты объединены в несколько экстремистских группировок. Они поддерживают связи с Ирландской республиканской армией и басками. Последние помогли бретонцам в организации Бретонской революционной армии, на счету которой несколько взрывов и убийств.
Таким образом, если посмотреть на карту Франции, исключая регионы, зараженные в той или иной степени сепаратизмом, то, от нынешнего председателя ЕС – одного из самых больших государств Европы останется лишь домен династии Каролингов эпохи средневековья. В виде областей вокруг Парижа...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.