Пираты Сомали – это не самодеятельность. Ими руководят, чтобы дестабилизировать сложившиеся транспортные артерии мира. Только разгромив базы и лишив пиратов кораблей можно узнать, кто руководил этим процессом.
Недавно стала известна печальная статистика: только за последний год сомалийские пираты захватили в плен более 90 иностранных кораблей и в общей сложности собрали за них выкупа на 150 миллионов долларов. При этом наглость этих людей становится все более выраженной: теперь они нападают не только на суда среднего и малого размера, но и на огромные, такие, как супертанкер Sirius Star, принадлежащий Саудовской Аравии.
Читайте: Операция НАТО против пиратов рискует провалиться .
Многие страны в данное время ведут разговоры о необходимости принятия комплексных мер по борьбе с сомалийской напастью. Однако правовой базы для применения силовых мер против пиратов до сих пор нет. Единственный способ борьбы с пиратами - это сила и неотвратимость возмездия. Если морские разбойники в ХХI веке стали действовать как их предшественники в средние века, то и отношение к ним должно быть соответственным.
Капитан, захвативший группу пиратов, имеет право вешать их без суда и следствия на реях своего корабля. Капитан корабля – второй после Бога. И право наказывать бандитов вполне оправдано. Сомалийские пираты - это преступная локальная, но особо опасная группировка, которая терроризирует все судоходство. Сомалийские власти не могут справиться с пиратством. Они полностью утратили контроль за собственным побережьем.
Пираты — морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греческого глагола «пробовать, испытывать». Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата. Капитан пиратов назывался «архипират» (archipirata). Это слово вошло в обиход примерно в IV— III веках до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабёж, убийство, добыча.
Пиком пиратской удачи стал захват саудовского супертанкера «Сириус Стар». Сомалийские пираты сняли кальку с действий своих предшественников в Карибском море в средние века. Их действия хорошо организованы и скоординированы, но главное они имеют свою базу – порт Харадере, хорошо укрепленное место, расположенное на побережье Индийского океана в 300 километров от столицы Могадишо. Именно в Харадере захватчики отогнали судно «Сириус Стар» с 25 моряками на борту. Супертанкер, груженный нефтью на сумму $100 млн, стал самой крупной добычей сомалийских пиратов за всю историю их нападений.
Читайте: Пираты бросили вызов всему мировому сообществу .
Как сообщил министерство иностранных дел Саудовской Аравии, пираты вступили с владельцами судна в переговоры и требуют в качестве выкупа $25 миллионов долларов, которые они рассчитывают получить в конце ноября. В противном случае, угрожают преступники, « последствия будут катастрофическими». На борту супертанкера «Сириус Стар» длинной 330 метров и водоизмещением 318 тыс. тонн находится 2 млн баррелей нефти. Экологические организации уже бьют тревогу – если эта нефть окажется в Индийском океане, последствия катастрофы будут необратимыми.
Пока дипломаты ведут переговоры, военные, в том числе и российские, увеличивают свое присутствие у побережья Сомали.Начальник Генштаба России Николай Макаров сообщил, что в Министерстве обороны «разрабатывается более детальный план антипиратской операции в Аденском заливе». Напомним, что акваторию в районе побережья Сомали уже давно патрулируют американские корабли, а недавно туда пришел наш фрегат "Неустрашимый", который в течение последних двух недель уже успел помешать морским разбойникам захватить ряд кораблей.
Боевую вахту в Индийском океане будут нести корабли Черноморского и Балтийского флотов. В этой группе будет большой противолодочный корабль и корабли сопровождения. Корабли ВМФ России прибудут к берегам Сомали в конце текущего – начале следующего года. В этом районе уже находятся, кроме « Неустрашимого», семь кораблей НАТО, 15 кораблей коалиции военных кораблей Coalition Task Force 150, три корабля ВМФ Малайзии и по меньшей мере один индийский корабль. Также стало известно, что к берегам Сомали будет направлен индийский ракетный эсминец Mysore.
Несмотря на то, что военные корабли сопровождают грузовые суда при прохождении ими опасного участка Индийского океана в районе Аденского залива, очевидно, что этих защитных мер недостаточно – пираты успешно проводят операции по захвату судов. Небольшие группы, по десять человек, берут корабли на абордаж, а вслед за «штурмовиками» прибывает подкрепление, обычно по 50 человек. После этого судно отгоняют в порт – Харадере или Эйль, что в 400 км севернее, где под охрану его берут совсем другие люди. Пиратскую вольницу обслуживают практически все жители портовых городов. Пиратство стало там основным двигателем экономики.
По данным Международного морского бюро, с января 2008 года сомалийские пираты успели совершить нападения на 83 судна, из которых 33 были захвачены. Сейчас в их руках находятся 11 судов и 200 заложников. Среди них и экипаж украинского судна « Фаина», по поводу которого все еще ведутся переговоры. На « Фаине», перевозившей 33 танка Т-72 и другое вооружение, находятся граждане Украины и России. Пираты угрожают убитьзаложников в случае операции по освобождению и требуют выкуп в 20 миллионов долларов. Пиратство наносит сильнейший удар по сложившимся транспортным системам мира.
Крупнейшие судовладельцы решили держать подальше от Суэцкого канала и переходить на маршрут, огибающий Южную Африку и мыс Доброй Надежды. Норвежский концерн Frontline, сообщил, что рассматривает возможность переноса своих торговых маршрутов в сторону от Суэцкого канала. При этом норвежская же компания помельче, Odfjell, заявила, что полностью прекращает свои рейсы через Суэц.
Участились нападения пиратов в Красном море, в Аденском заливе и у Африканского Рога. Саудовская Аравия перевозит танкерами ежедневно 7 млн баррелей нефти-сырца. Если морской путь через Красное море становится непроходимым, стране грозят весьма серьезные неприятности. «Мы поддержим любую инициативу Запада, обеспечивающую безопасность морских перевозок», — заявили представители саудовского правительства. Однако в данном случае возражения возникают у соседнего Йемена.
Дело в том, что большинство пиратских нападений, согласно статистике, происходят в Аденском заливе, частично – в йеменских территориальных водах. Если здесь в ближайшее время окажется масса боевых кораблей – как это планируется Евросоюзом, НАТО, Индией и Россией – то Йемен, по крайней мере, официально опасается за собственный суверенитет.
Вместе с тем, саудовское правительство даже готово решиться на беспрецедентный в истории арабского мира шаг: обратиться за помощь к израильтянам. Израильский город Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, может послужить отличной оперативной базой для мобильных эсминцев и боевых катеров израильских ВМС в том случае, если они займутся очисткой региона от пиратов – своеобразным современным вариантом каперства.
Так как в обмен на такую услугу Саудовская Аравия готова предложить Израилю прямые поставки нефти и даже некоторые политические преференции, чего за последние десятилетия вообще не случалось никогда. Можно предположить, что израильским военным морякам, оперировать в районе Красного моря было бы не в пример удобнее, чем их коллегам из стран НАТО, Евросоюза. Небольшие, подвижные соединения, да еще и опирающиеся на родные базы, могут оказаться гораздо эффективнее, чем сторожевые корабли и охотники, направленные на охоту за пиратами.
Стянутые на сегодняшний день в этот район международные военно-морские силы вряд ли смогут до конца справиться со своей задачей. Бить из пушки по воробьям неблагодарное занятие. До сих пор успех сопутствовал лишь индийцам. Их боевой корабль, как известно, потопил базовое судно сомалийских пиратов, с которого стартовали за добычей быстроходные катера-«охотники». Немецким фрегатам удалось дважды предотвратить нападения на торговые суда: завидев на горизонте высланные по тревоге боевые вертолеты, пираты быстро убирались восвояси.
Надо констатировать, что судоходство в Суэцком канале оказалось под угрозой. В данный момент этот морской путь является самым оживленным в мире: в год здесь проходит минимум 16 тыс. судов. Кроме Саудовской Аравии, тревогу бьет и Египет: принадлежащий ему Суэц является одним из самых важных источников дохода для этой страны. А сейчас не только уровень судоходства здесь падает на глазах, но и сами грузоперевозки стремительно дорожают. Суда, отправляющиеся через Суэц, ввиду опасности пиратского нападения должны страховаться по ставкам, в десять раз превышающим те, которые предлагаются судам, огибающим Африку с юга.
Было бы глупо предположить, что с пиратством ХХI века легко справиться с помощью мощных боевых кораблей. Это не шайка бродяг с большой дороги, это организация, имеющая свой флот, базы и огромные деньги и при этом, поддерживаемая населением. Кроме того, у них есть кодекс, который мало чем отличается от правил карибских пиратов.
Существует общепринятое мнение о том, что пираты никому не подчинялись, и законов как таковых у них не было. У пиратов был собственный свод законов – эдакий пиратский кодекс, которому неукоснительно следовали все. Среди моряков распространялось определённое соглашение, под которым в неоспариваемом порядке должны были подписаться все члены команды.
Суть этого соглашения в следующем. Пиратами избирался опытный капитан, которому они могли доверить свою жизнь. Каждый член команды равноправен по отношению к другим в своих решениях и в делении добычи. В случае если команда находится в тяжёлом положении, ответственность за принуждение пирата берёт на себя капитан. Каждый пират обязан принимать участие в рейдах и дележе добычи.
Те, кто попытается незаметно вынести полученный товар, высаживаются на необитаемый остров. Организовывать азартные игры на деньги категорически запрещено. Тот, кто попытается привести женщину на корабль, будет тотчас же казнён. Дезертиров следует казнить или высадить на острове. Драться на корабле категорически запрещено. Если кто-то попробует убежать или обманывать - его нужно оставить на необитаемом острове, приложив всё самое необходимое.
Каждый член команды обязан подчиняться Настоящим правилам. Каждый имеет право на свою строго оговоренную долю. Если случайно на острове или в море найдётся человек, его могут взять на борт, только если он примет эти нормы и будет одобрен всей командой. Если кто-то закурит или выстрелит возле пороховых запасов, его надо бить плетями. Если один из членов команды потеряет руку до локтя или ногу или до колена, соответственно, то ему должны выплатить 400 дукатов. Если конечность потеряна полностью, то сумма удваивается.
Вдруг возникшая мировая проблема не могла появиться неоткуда. Появляется вопрос: кому это выгодно – нарушить транспортную систему, осложнить транспортировку грузов, создать проблемы на перекрестке морских путей? Сейчас на этот вопрос не ответишь. Только разгромив базы и лишив пиратов кораблей можно узнать, кто руководил этим процессом. А тогда всё встанет на свои места.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.