Сербия подаcт в Гаагский суд иск против Хорватии. Сербское руководство хочет возместить ущерб за убийство и изгнание сотен тысяч хорватских сербов во время войны 1991-1995 гг. Этот иск стал реакцией на иск Хорватии против Сербии, которая хочет привлечь её за «геноцид». До сих пор Гаагский трибунал сквозь пальцы смотрел на преступления против сербов. Как будет на сей раз?
По словам главы МИД Сербии Вука Еремича, хорватской стороне будут предъявлены обвинения в геноциде и этнических чистках сербов, совершённых в 1995 году в ходе операции «Буря». Тогда тысячи людей были убиты, а 250 тысяч сербов бежали из мест, где их предки жили сотни лет. Таким способом Хорватия с помощью Запада решила вопрос о ликвидации самопровозглашенной республики Сербская Краина.
Читайте: Хорватия просит Гаагский суд "добить" Сербию .
Кроме того, Еремич дал понять, что сербский иск затронет не только события недавнего прошлого. Он напомнил, что хорватские националисты усташи в 1941 году с благословения Гитлера и Муссолини провозгласили «Независимое государство Хорватия». На его территории была создана целая система концлагерей. В них уничтожили сотни тысяч сербов, евреев, а также хорватских антифашистов.
Такое решение руководство Сербии приняло после того, как Международный суд решил принять к рассмотрению иск Хорватии. Официальный Загреб выдвинул против Сербии обвинение в геноциде хорватского населения в 1991-1995 гг. С Сербии хотят взыскать иск за артиллерийские обстрелы Дубровника, вмешательство Югославской народной армии в боевые действия под городом Вуковаром, итогом которого в 1991 году стал разгром хорватского ополчения и образование Сербской Краины.
А теперь вспомним, что же в начале 1990-х гг. творилось в Хорватии. Началось всё с того, что летом 1989 года хорватский сабор (парламент) лишил сербскую кириллицу официального статуса. Югославия клонилась к распаду, и в таких условиях хорватские сербы создали государство Сербская Краина. Сербы заявили об отделении от Хорватии и возможном будущем воссоединении с Сербией.
Читайте: Сербы остаются для Запада главными злодеями .
В 1991 году в Хорватии началась война, которая продлилась четыре года. Ни хорваты, ни сербы не отличались гуманизмом по отношению к противнику. Её итогом стало то, что в 1995 году хорватские части при поддержке Запада и пассивности Белграда (во многом вынужденной) в ходе двух операций заняли западную часть Сербской Краины (не граничащую с Сербией), и смогли добиться юридического закрепления прав на восточную её часть (граничащую с Сербией). В последней до сих пор стоят голубые каски ООН.
Хорваты отличились неслыханными зверствами. Тысячи сербов были убиты, 250 тысяч были вынуждены бежать. Столица Сербской Краины город Книн был практически стёрт с лица земли, как и многие сербские сёла. Руководил «зачисткой» генерал Анте Готовина – главный из хорватских фигурантов процесса по бывшей Югославии. Вдохновителем этнической чистки стал первый президент Хорватии Франьо Туджман (ныне покойный), которого даже предвзятые гаагские судьи сочли причастным к преступлениям против человечества.
Если углубиться в историю ещё на 50 лет, то картина будет совсем неприглядной для хорватской стороны. В 1941 году они создали союзного нацистам Независимое государство Хорватия (НГХ), а его лидер Анте Павелич пообещал радикально решить сербский вопрос: треть - убить, треть - окатоличить, треть - выселить в Сербию. Радикализму хорватских усташей дивились даже многие немецкие генералы.
Ретивость, с которой тогда хорваты взялись за дело, ужаснёт любого. Были истреблены сотни тысяч людей (сербов, евреев, цыган, хорватских антифашистов). Страна покрылась целой сетью концлагерей, среди которых наиболее известен Ясеновац. Преступления усташей были осуждены на Нюрнбергском процессе, и нынешнее хорватское руководство всячески стремиться перевернуть эту чёрную страницу в истории собственного народа. Кстати, НГХ стало последним союзником Гитлера, сложившим оружие – это произошло 15 мая 1945 года.
В своём заявлении сербское руководство дало понять, что Хорватия пытается с помощью своего иска снять с повестки дня вопрос о возвращении сотен тысяч краинских сербов и отвести от себя обвинения в геноциде и этнических чистках. В стране до сих пор живут сотни тысяч сербов, но сербская кириллица не имеет никакого официального статуса. В хорватских городах по инициативам снизу появляются памятники Павеличу и другим усташам – пусть даже на правительственном уровне хорватских головорезов, в отличие от Прибалтики, не чествуют.
Как работает Гаагский трибунал – известно давно. Почти 90% подсудимых – сербы. А вот на преступления против сербов или оправдывают, или дают смешные сроки. Наиболее яркий пример – командир боснийско-мусульманских головорезов Насер Орич и бывший премьер-министр Косово Рамуш Харадинай. Их преступления давно и детально задокументированы, но Гаагская фемида работала с открытыми глазами. Такое её поведение возмутило даже очень прозападное сербское руководство. Кстати, в Гааге до сих пор не начался процесс по делу вышеупомянутого хорватского генерала Готовины.
Будет ли иск Сербии способствовать подлинному началу этого процесса – покажет время. Пока же слишком велика вероятность того, что сербский иск положат под сукно очень надолго. Может быть, до тех пор, пока её руководство не признает Косово. Но подобное слишком многие сербы не поймут и не оценят. Тем временем хорватский иск против Сербии в Гааге уже принят к рассмотрению...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.