Российская армия едет устанавливать мир в Центрально-Африканскую Республику (ЦАР). Дело в том, что былые хозяева тропического пояса «черного континента» французы уже не справляются с вышедшей из-под контроля ситуацией. Центральная Африка богата природными ресурсами и Россия может использовать своё военное присутствие для участия в их разработке.
Российские войска примут участие в миротворческой операции в ЦАР. Формально в задачи российского контингента ведение боевых действий не входит: они будут перевозить грузы и персонал ООН, патрулировать территорию, а в случае необходимости эвакуировать местное население и иностранцев. В плане богатства природными ресурсами эта страна практически не уступает соседнему Чаду, в котором также присутствуют наши военные: она славится богатыми месторождениями нефти, золота, алмазов, а также лесами с деревьями ценных пород.
Читайте: Российские военные будут бороться за африканский уран .
Что же происходит в этой стране, и почему там вдруг потребовалось наше экстренное вмешательство? Напомним, что с начала XX века до 1960 г. она являлась французской колонией. Её жители не раз поднимали против колонизаторов восстания, всякий раз жестоко подавляемые Французским иностранным легионом: в некоторых районах население было почти полностью уничтожено. Так, в отдельных провинциях из пяти человек в живых оставался только один.
Обретение вчерашними колониями свободы не означало того, что они окончательно скинули бремя зависимости от метрополии. Во многих случаях вчерашние колонизаторы «уйдя, остались» и на смену классическому колониализму пришел неоколониализм, отличительной особенностью которого является в первую очередь экономическая зависимость той или иной страны от прежнего «хозяина». Не стали исключением и многие государства бывшего «Французского Союза».
С помощью СССР и других стран эту зависимость пытались убрать. Борьба шла с переменным успехом. До последнего времени Парижу всё же удавалось справляться с повстанцами. ЦАР также до последнего времени находилась под полным влиянием Франции, где, как и в Чаде располагался крупный контингент её Иностранного легиона. В этой же стране открыто работает один из африканских «королей наёмнических войн», бывший легионер и отставник, а ныне «советник по борьбе с терроризмом» Пол Баррил.
Однако теперь почти вся бывшая французская Африка вышла из-под контроля хозяина, французам ничего не оставалось делать, как искать компаньонов «на стороне». Но НАТО оказался скован операциями в Афганистане. Вот России и предложили внести свой вклад в «миротворческую миссию». Напомним, что до этого наши «голубые каски» уже участвовали в замирении Либерии, Съерра-Леоне, Конго и др.
Впрочем, незадолго до своей отставки начальник российского Генштаба Юрий Балуевский выступил против расширения нашего военного присутствия в Африке. По его словам, делать там нашим военным в условиях резкого обострения ситуации совершенно нечего и что неслучайно Европа не может найти для отправки в более близкий для себя, чем для России регион, каких-то четыре вертолета.
Во многом нынешнее нестабильное положение страны определяется кровавым и разорительным правлением людоедского в прямом смысле этого слова режима начальника штаба армии, полковника «императора» Жан-Бедель Бокассы (январь 1966–сентябрь 1979 гг.), пришедшего к власти в результате военного переворота. Став в 1976 году «императором», он отменил «за ненадобностью» все зачатки демократии в стране, включая парламент и конституцию. «Монарх», как это и водится при режимах с абсолютной властью, породил ужасающую коррупцию и разорил страну. Одна только церемония его коронации стоила стране половины годового бюджета.
Читайте: Кто стоит на новой "сырьевой войной"?
В результате его правления к концу 1970-х гг. экономическая ситуация в «империи» резко ухудшилась. С начала 1979 г. страну сотрясали народные восстания. Началось со школьников, недовольных введением новой школьной формы с его изображением. В январе 1979 г. обнищавшее население подняло восстание. Главным образом, выступили представители враждебных ему охотников, живущих на севере страны.
Недолго думая, Бокасса бросил против них войска, вооруженные по последнему слову техники. Однако несмотря на свое примитивное вооружение, состоящее из луков, повстанцы обратили императорскую армию в паническое бегство, убив больше сотни его солдат:«калашниковы» оказались бессильны против отравленных стрел.
Повстанцев удалось усмирить только с помощью заирского батальона, вооруженного артиллерией и пулеметами. Подавление восстания в общей сложности стоило нескольких сотен жертв. Однако недовольство против Бокассы продолжало расти. В апреле 1979 года последовало новое восстание, вызванное невыплатами стипендий студентам, которое снова усмирили лишь с помощью заирцев ценой гибели 500 человек.
Впрочем, судьба «императора» была уже решена. К осени того же года против Бокассы за пределами страны образовалась серьезная оппозиция в лице бежавших из ЦАР влиятельных военных и политиков, включая таких авторитетов как Патассе и Дако. К тому же «политические шатания» Бокассы, скомпрометировавшего себя «советскими связями», окончательно угрожали вырвать страну из-под французской опеки. К тому же еще раньше его руками французы вели подрывную работу в других африканских странах и они опасались, что центрально-африканский «монарх» раскроет Москве их секреты.
На рассвете 21 сентября 1979 г. 700 французских легионеров-парашютистов свергли «императора» в ходе операции «Барракуда», пока тот находился у своего ливийского покровителя Каддафи. Десантники первым дело обыскали его дворец в поисках «французского компромата», который они обнаружили с большим трудом среди гор драгоценностей и дорогостоящей аппаратуры. Чего, например, стоят, два сундука с 16 тысячами алмазов. Часть «компромата» удалось найти в холодильнике, где кроме всего хранилась пища диктатора в виде четырех свежих человеческих трупов.
Однако это не принесло успокоения: путчи следовали один за другим на фоне дальнейшего ухудшения экономического положения. Вернувшийся после свержения в 1966 г. к власти президент Дако, как и Бокасса, заболел «левой болезнью» и «ударился в коммунизм», что его также погубило. В марте 1982 г. французские спецслужбы устроили переворот, в результате которого к власти пришел генерал Колингба, правивший до начала 1990-х гг., пока он не был заменен иностранными манипуляторами более демократичным президентом Патассе.
Однако в стране оказалось много недовольных его правлением, поскольку, как и его предшественники, он не допускал к власти представителей тех племен, с которыми не состоял в родстве. Разумеется, как и прежде, не без иностранной поддержки, они в очередной раз подняли мятежи, подавленные в 1996–97 гг. генералом Франсуа Бозизе. В благодарность за это Патассе сделал его начштаба вооруженных сил страны.
Это вскружило ему голову и он сам решил сделаться правителем ЦАР. Однако организованный им в 2001 г. мятеж провалился и он бежал со своими сторонниками в Чад. При этом он не сложил оружие, в октябре-ноябре того же года развязав гражданскую войну. С января 2002 г. его набеги в родную ЦАР стали регулярными. В октябре этого же года он неудачно пытался взять столицу Банги. Судьбу противостояния в очередной раз решили «силы извне», позванные на помощь Патассе – ливийцы и конголезские повстанцы знаменитого Жан-Пьера Бемба. Однако эта победа стала одновременно причиной его падения. Дело в том, что «союзники»-победители разграбили центрально-африканскую столицу, изнасиловав местных жительниц.
Это вывело народ ЦАР из себя: от Патассе потребовали прекратить войну и вступить с Бозизе в диалог. Однако он этого не сделал и 15 марта 2003 г. во время отсутствия в стране Патассе мятежный генерал взял Банги и стал «ЦАРским» президентом. Но долгожданный мир в стране так и не наступил: не желавшему делиться властью генералу снова бросили вызов северные повстанцы.
Секрет непрекращающейся войны в Африке вообще и ЦАР в частности, прост: это наличие в беднейших на первый взгляд странах колоссальных запасов природных богатств. И в этих государствах между разными группировками, поддерживаемыми извне, идет ожесточенная борьба за контроль над ними. Например, уже одно наличие в той или иной стране алмазов фактически программирует войну.
Разумеется, появление еще одного конкурента в лице России на «сладкий африканский пирог» в планы активизировавшихся в регионе американцев явно не входит. И поэтому нельзя исключать, что против наших военных будут предприняты вооруженные провокации. Как бы там ни было, но появление российского флага в до боли знакомых нам африканских просторах может знаменовать собой возвращение России в другие страны континента, в первую очередь, в Анголу и Эфиопию.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.