В Гаагском суде начинается процесс над бывшим лидером боснийских сербов Радованом Караджичем. Для Запада это отличный шанс отвести глаза от того, что сделал на Кавказе их ставленник Михаил Саакашвили. Оснований для обвинений в геноциде последнего куда больше, чем в случае с Караджичем. Судьи понимают это, и потому будут особенно пристрастны к обвиняемому…
Очередное заседание Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) состоится в Гааге сегодня. На нем обвиняемый – бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич должен будет ответить на предъявленные ему обвинения в военных преступлениях – если он откажется признавать свою вину, начнется подготовка к судебному процессу и ему грозит пожизненное заключение.
Впервые появившись в Гааге 31 июля, Караджич не ответил на этот главный вопрос. Он заявил, что хочет иметь самый свежий вариант документа со всеми внесенными в него поправками, который трибунал пока не подготовил. Последний раз изменения в обвинительный акт вносились восемь лет назад. В этой связи судья назначил дату повторного заседания на 29 августа - через 30 дней, как это предусмотрено правилами Гаагского трибунала.
Однако, как считают судьи "нет ничего нового" в отношении обновленного варианта обвинения. Поэтому Карджичу будет предложено ответить на вопрос по старому обвинению. По правилам трибунала, в случае если обвиняемый и при повторной явке отказывается отвечать на вопрос о своей виновности, то считается, что он не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения.
На первом слушание Караджичу были предъявлены обвинения по 11 пунктам: геноцид, соучастие в геноциде, истребление людей как преступление против человечности, убийства как преступления против человечности, убийства как нарушение законов или обычаев войны, преднамеренные убийства как нарушения Женевской конвенции, преследование по политическим, расовым и религиозным мотивам, терроризирование гражданского населения, взятие заложников.
Фактически Караджич дал ответ за два дня до начала заседания. В своём обращении в канцелярию суда политик заявил, что судебный процесс над ним невозможен, поскольку нарушены его человеческие права, в том числе право на справедливый суд. Он добавил, что а США и НАТО угрожают ему физической ликвидацией. Он снова указал на договорённость с бывшим спецпредставителем президента США на Балканах Ричардом Холбруком о том, что его не будут преследовать, если он исчезнет из общественной жизни.
Радован Караджич родился 19 июня 1945 года в Черногории. Отец в годы Второй мировой войны воевал на стороне четников, которые сражались против немецких войск и партизан Иосипа Броз Тито. Мать будущего лидера боснийских сербов рассказывала, что её сын рос послушным мальчиком, который уважал старших, помогал ей и в поле, и по дому. В 1960 году Караджичи переехали в Сараево, где Радован в 1971 году медицинский факультет Сараевского университета, получив специальность психиатра. Специализацией Караджича были неврозы и депрессии. Он работал в одной из больниц Сараево, а также состоял штатным психиатром в футбольной команде.
Во время студенческих демонстраций в июне 1968 года Радован стал одним из ярких сараевских ораторов; выступал на крыше здания философского факультета. С начала 90-х Радован стал выступать за объединение сербов в разных районах бывшей Югославии в рамках единого государства, оказывал военную, экономическую и моральную поддержку Республике Сербская Краина в Хорватии. Ему принадлежит высказывание: «Сербы в состоянии вообще ничего не есть, но без своего государства обойтись не могут » .
В июле 1989 года Караджич стал основателем Сербской демократической партии (СДП), провозгласившей себя представительницей сербской общины и заявившей об отказе признать любые односторонние действия двух других этнических общин Боснии. После ноябрьских выборов 1990 года СДП приняла участие в формировании трехстороннего боснийского правительства во главе с лидером мусульманской общины Алией Изетбеговичем. Когда в следующем году распад Югославии стал реальным фактом, Караджич предупредил, что в случае объявления Боснией и Герцеговиной независимости боснийские сербы будут добиваться объединения с Сербией.
Караджич сыграл немалую роль в отношениях Сербии с другими православными государствами. Он неоднократно посещал с визитами Россию и Грецию. В феврале 1994 Караджич предложил Греции создать некое подобие Сербско-Греческой конфедерации. Ранее эта идея выдвигалась Слободаном Милошевичем. Как следствие развития внутриполитической ситуации на данном этапе, 7 апреля 1992 года боснийские сербы в пригороде Пале провозгласили создание Сербской республики Боснии-Герцеговины, более известной как Республика Сербская. Её первым президентом стал Караджич.
Начиная с марта 1992 года, в Боснии и Герцеговине уже полным ходом шла гражданская война. После первых межэтнических столкновений в стране, Караджич отдал распоряжение о формировании местных сербских вооруженных сил, костяк которой составили военные бывшей Югославской Народной армии. Как следствие развития внутриполитической ситуации 7 апреля 1992 года боснийские сербы в пригороде Пале провозгласили создание Сербской республики Боснии-Герцеговины, более известной как Республика Сербская. Её первым президентом стал Радован Караджич.
Но самое интересное представляется уже потом, когда «военный преступник» предстал перед судом. Караджич озвучил утверждение о сделке между ним и главным переговорщиком ООН в Боснии Ричардом Холбруком, где рассказал о взаимных обязательствах, которые взяли на себя «высокие договаривающиеся стороны». А именно ,Радован Караджич обязуется уйти в отставку со всех государственных и партийных должностей. Решение вступает в силу в течение 90-дневного срока, который нужен для обсуждения необходимых деталей с остальным руководством.
Согласно сделке, Караджич уходит из общественной жизни. Это подразумевает отказ от интервью, заявлений (личных или через посредника), отказ от заявлений политических и актуальных проблем. В этом случае Правительство США обязуется не оказывать давления, прямого или косвенного, на руководство СДС [Сербской демократической партии БиГ] в смысле расформирования этой партии. Правительство США предоставляет в его распоряжение сумму в 600 000 долларов в местной валюте. Сумма предназначена для сохранения нынешнего образа жизни РК и на текущие расходы в течение 6 лет. Правительство США должно оповещать Караджича о любой возможной угрозе его безопасности.
Было бы возможным сомневаться в подобных сведениях если бы бывший боснийский министр иностранных дел Мухаммед Шачирбей не заявил газете «Dnevni», что он узнал о сделке от главы миссии ОБСЕ, дипломата Фроуика, летом 1996 года. Получается , что чем больше будет говорить Караджич, тем меньше будет доверия к американской дипломатии. Хитрость и тонкость никогда не была эквивалентна глупости, а тем более подлости.
Начало процесса над Караджичем – отличный способ отвлечь внимание от полной катастрофы на Кавказе, которую обеспечил Западу его ставленник – президент Грузии Михаил Саакашвили. Родственники погибших граждан в Южной Осетии при помощи следственных органов России готовят обращение в Гаагу, где потребуют суда над грузинским лидером, которого они не без оснований обвиняют в этнических чистках (как и Запад Караджича).
Интересно, примет ли Гаагский трибунал к рассмотрению иски населения Южной Осетии, чудом спасшегося от «доблестных» грузинских солдат? В отличие от Балкан, где «хороши» были все, никаким истреблением грузин руководство Южной Осетии не занималось. Так что оснований для суда над руководством Грузии есть куда больше. Гаагские судьи понимают это отлично, и от этого их усердие в наказании Караджича, как кажется, станет ещё большим.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.