Отстояв Абхазию и Южную Осетию, Россия одновременно спасла Сочи, на который претендуют грузинские великодержавные шовинисты. И если бы Тбилиси удалось захватить Цхинвал и Сухум, следующим должен был стать Сочинский район.
"Грузинский Нерон" Михаил Саакашвили уже не раз заявлял о том, что Грузия может помешать проведению Сочинской Олимпиады. Его дополнили и представители грузинского командования, проговорившиеся о том, что после захвата Сухума и Цхинвала "должен настать черед Владикавказа и Сочи, где находятся основные силы "российского агрессора" и если "не уничтожить его там, то оккупация Грузии будет продолжаться".
Напомним, что Сочи уже становился яблоком раздора между Грузией и Россией. Секрет поведения Тбилиси объяснялся просто: 13 (26) мая 1918 г. с помощью западных покровителей Грузия провозгласила независимость и с этого времени её внешняя политика напрямую зависела сначала от немецких, а затем от английских хозяев.
Читайте: Мы не дрогнули: Россия признала Абхазию и Южную Осетию .
Как и во времена развала СССР в 1991–92 гг., она присвоила себе армейское имущество и тут же приступила к захвату соседних территорий. Не успев образоваться, Грузинская "демократическая" республика проявила свою демократичность тем, что тут же предъявила территориальные претензии всем своим соседям от Азербайджана и Армении до России и Турции.
Этому предшествовали нападения на русских военных. Так, в декабре 1917 в Тифлисе и в январе 1918 у станций Шамхор и Хачмас грузинские банды напали с целью захвата оружия на возвращающиеся в Россию части Кавказской армии. В результате погибли минимум 2000 русских солдат, тысячи были ранены. Получив оружие, Грузия отлично вошла в роль агрессора.
В числе первых грузинской агрессии подверглась Абхазия. Тогда она находилась промеж молота и наковальни: ее пытались прибрать к рукам одновременно и большевики, и грузины. Считая красных большей опасностью, абхазы приняли грузинское предложение о военной помощи. Однако это привело Абхазию к порабощению.
Первый удар оккупантов абхазам в апреле 1918 г. удалось отбить. Однако через три месяца она все же была оккупирована. Тбилиси ликвидировал абхазскую государственность под предлогом, что "этот маленький народ может стать объектом агрессии с севера". Та же участь постигла и Южную Осетию.
Видя, что всё сошло с рук, что русские задрались между собой, и ощущая за спиной поддержку Запада, Грузия попыталась и далее расшириться за счет России и "под шумок" гражданской войны утащить "плохо лежащие" земли Черноморской губернии. Сделано это было под предлогом защиты грузинского населения от большевиков. Как и сегодня, Запад активно готовил грузинскую армию к агрессии против России. Сначала её тренировали немецкие, а затем английские инструктора.
Секрет подобного поведения англичан был прост: они были недовольны действиями белогвардейцев, олицетворявших "великорусское возрождение" и пытались ослабить Россию с помощью отколовшихся от неё национальных окраин.
И вот 2 июля 1918 г., под предлогом защиты грузинского населения от большевиков, армия генерала Мазниева (Мазниашвили) захватила Адлер и выбила красных с позиций у реки Кудепста, 5 июля пал Сочи и та же участь постигла Туапсе. Однако "защита" получилась весьма двусмысленной: территория двух российских округов была объявлена частью «Независимой демократической Грузии».
На практике забота о грузинах сводилась к грабежу местных жителей – русских, украинцев, армян, греков и российского имущества вплоть до вывоза железнодорожных рельс и угона скота. Новая грузинская администрация обложила крестьян огромным налогом и под видом борьбы против большевиков проводила массовые репрессии негрузинского населения.
Удивительно, но факт: хотели белые и красные того или нет, но им пришлось драться против одного врага. В августе 1918 г. отступавшая от Новороссийска Таманская Красная армия, пусть и сильно потрепанная белыми, отбросила грузинские войска из Туапсинского округа, занятого 26 августа армией Деникина и вступившей в соприкосновение с армией Грузии.
Разумеется, тут же "всплыл" вопрос о принадлежности Сочи. По мнению Деникина, "Грузия не имела на него никаких прав". И действительно, статистические данные показывают, что на 1917 г., из 50 сочинских селений 36 были русскими, 13 – со смешанным пришлым населением и только одно село было "грузинским". Причём грузин в нём насчитывалосьвсего 10,8% от числа его жителей. Более того, большая часть защищаемого Тбилиси "грузинского населения" Сочи явилась туда в качестве рабочей силы в годы Первой мировой войны, а то и вовсе в обозах армии генерала Мазниева.
12 (25) сентября 1918 г. в Екатеринодаре состоялись переговоры, на которых Деникин пытался наладить с Тбилиси нормальные отношения. Однако грузинская делегация во главе с министром иностранных дел Гегечкори потребовала включения Сочинского округа в состав Грузии. По её словам, это было необходимо для защиты грузинского населения от большевиков. Отговорка просто замечательная, как будто армия Деникина, отогнавшая красных с кавказскогопобережья, была красной! Поэтому попытки белогвардейцев наладить отношения с Грузией успехом не увенчались.
И хотя белые не предпринимали против грузин враждебных действий, Тбилиси стал пропагандировать белогвардейцев "империалистами", готовящими Грузии погибель.
Не успели грузинские войска расположиться на захваченных территориях, как к Деникину потекли слезливые прошения представителей армянской, греческой диаспор и русского населения Сочинского округа защитить их "грузинского произвола". На практике он выражался в насаждении грузинской культуры и запрете национальных школ. Масштабы грабежа превзошли самые мрачные ожидания: массовая выкачка продовольствия вызвала торговый кризис и в ряде мест голод.
Грузию сгубила собственная агрессивность. В декабре 1918 г. она развязала очередную войну с соседями. На этот раз с Арменией, для чего ей пришлось перекинуть на восток свою группировку из Сочи. Армия Деникина шла за ней по пятам и заняла часть Сочинского округа до реки Лоо.
События были удивительно похожи с теми, что происходят сейчас. Как и сегодня, в дело вмешался Запад, та самая Антанта, которая, согласно версии большевиков, усиленно поддерживала белых в лице Англии, которой, как и теперь, нужен был грузинский трафик для транспортировки бакинской нефти. Лондон объявил Сочинский округ "нейтральным", но подчиняющимся грузинской администрации и запретил русским войскам дальнейшее продвижение по собственной территории без согласия командующего британскими войсками в Закавказье генерала Уоккера, угрожая в противном случае войной.
На фоне этого Тбилиси заручился поддержкой Запада в своих претензиях на российские территории на Парижской мирной конференции. Уже в конце января 1919 г. его представитель показал "историческую" карту своей страны, на которой Сочи и Туапсе были обозначены грузинскими. По их версии, в давние времена царя Давида-Строителя и царицы Тамары территория Сочинского и Туапсинского округов входила в состав Грузии. Естественно, о том, что сто лет назад грузины умоляли Александра I "защитить братский православный народ от хищных соседей", никто уже не вспоминал.
Но тут против грузинских притеснений восстали армяне Сочинского округа. Тбилиси бросил против них карателей, которые начали сносить целые сёла артиллерией. Армяне умоляли Деникина спасти их от уничтожения и 24 января 1919 г., несмотря на тяжелейшую ситуацию под Новочеркасском, на который напирала Красная армия и угрозы англичан, он двинул на Сочи свои войска.
Русское наступление застало грузинскую армию врасплох: её командование, проводило время в гульбе, пьянстве и свадьбах. Когда белые форсировали реку Лоо, "главнокомандующий" генерал Кониев, будучи "навеселе", вёз домой со свадьбы своего офицера женщин. Однако воплощению в жизнь его эротическим фантазиям помешал казацкий разъезд, который остановил его автомобиль и вместо постельных утех неожиданно для самого себя грузинский "Бонопарт" оказался в плену.
Несмотря на численное и техническое превосходство грузин, Белая армия, состоявшая в основном из вчерашних кадет и студентов, наголову разгромила врага и освободила российскую землю за каких-то две недели. Показательно, что сами английские "учителя" бежали аж до самого Сухуми.
Панику грузинских вояк усилил удар с тыла армянских ополченцев. 8 февраля гарнизоны Сочи и Адлера сдались в плен, куда попал и начальник грузинского штаба полковник Церетели. В одном лишь Сочи были пленены 700 солдат и 48 офицеров армии Грузии. Операция по очищению Сочинского округа от грузинских захватчиков должна войти в учебники военного искусства одновременно как успешная по своим конечным результатам, так и по "малокровию": белые потеряли семь, а у грузины – 12 человек убитыми. Такие низкие для времен гражданской войны потери объяснялисьтем, что грузинская армия сдалась в плен почти без боя.
На фоне этого, в феврале 1919 г. произошла Дарьялская трагедия: остатки разбитой белыми 12-й армии красных пытались прорваться в Грузию. В Дарьялском ущелье их расстреляли грузинские войска. Всего было убито и ранено несколько тысяч человек.
Разумеется, всё развивалось по тому же сценарию, что и сегодня: Англия потребовала вывода российских войск с российской же территории, заявляя о своём желании установить свой контроль над Сочи. В противном случае Лондон угрожал Деникину разрывом отношений, прекращением военных поставок и даже войной, в частности, обстрелом кавказского побережья России из линкоровских орудий.
Однако ответ Антона Ивановича был коротким: "Сочинский округ очищен не будет". В результате он остался в составе России.
Заметим, что агрессия против Сочи стала возможной потому, что в 1918 г. Россия упустила Абхазию, территорию которой и использовали грузинские шовинисты. И когда мы говорим о причинах, заставляющих нас держаться за Абхазию, следует вспомнить об "исторических" притязаниях Грузии на Сочи.
История должна чему-то учить. И её уроки таковы: мы должны иметь надёжные гарантии того, что Абхазия не станет в будущем плацдармом для агрессивных действий против России, как это было в 1918–19 гг.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.