На фоне кровавых событий в Южной Осетии дипломатические маневры Турции ушли на второй план. Однако в перспективе активность Анкары может серьезно повлиять на геополитические изменения в кавказском регионе.
Грузинская агрессия стала катализатором внешнеполитической деятельности соседей, которые посчитали, что лучшего времени для укрепления своих позиций на Кавказе не будет. Турция, как известно, своего не упустит. Может случиться, что события вокруг Южной Осетии могут послужить отправной точкой в большом процессе, результатом которого станет перекройка современной политической карты мира. В определенном смысле этот процесс уже идет.
В подтверждении этого тезиса можно назвать последнюю инициативу главы турецкого кабинета министров Реджепа Тайипа Эрдогана по созданию Союза Сотрудничества и Безопасности на Кавказе.
Читайте: США своими руками делают из Турции своего противника .
Необычайная дипломатическая активность турецкого премьера – это попытка исправить ухудшившуюся позицию Турции в результате кавказского кризиса и найти способ защитить национальные интересы страны в новой геополитической обстановке. Выход турецкое руководство видит в создании всеобъемлющей региональной системы безопасности и сотрудничества – своего рода Кавказского пакта, участниками которого будут государства Южного Кавказа, включая, разумеется, Турцию и Россию.
Эрдоган впервые во весь голос заговорил о перспективах полномасштабного участия своей страны в таком в чрезвычайно стратегическом регионе планеты, в который стремительно превращается Кавказ. Анкара уже довольно долго сотрудничает с Грузией и Азербайджаном в осуществлении важных региональных проектов, однако при этом уровень участия ее в политических процессах в регионе остается еще достаточно низким.
Эрдоган предлагает расширить традиционный формат участников кавказского сообщества (Россия, Грузия, Армения и Азербайджан) не только за счет участия в нем своей страны. Раскрывая суть своих инициатив, Эрдоган заявил, что «основной целью создания такого союза является обеспечение мира и энергетической безопасности в регионе, который также является приоритетом ОБСЕ».
В Турции многие убеждены в том, что путь этой страны к региональному лидерству лежит через Кавказ. И ради этой цели турки ни при каком раскладе не будут ссориться с Россией. На Кавказе у Турции есть свой стратегический союзник – Азербайджан. Именно эту страну турки рассматривают в качестве ключевой, обеспечивающей ей связь с тюркоязычным центральноазиатским регионом.
Надо понимать, что главная причина, почему Турция поддерживает Россию в регионе Южного Кавказа - это Азербайджан. Для Анкары Азербайджан очень важен с многих точек зрения. Это, во-первых, стратегический союзник Турции в этом регионе, во-вторых, близкая страна, а в-третьих - это экономические интересы. Если в вопросе Грузии турецкая общественность промолчала, это не означает, что она промолчит, если будет какая-та угроза Азербайджану.
Политика президента Ильхама Алиева в нынешнем кавказском кризисе приветствуется Анкарой, так как он не впутал Азербайджан, а вместе с ним и Турцию в грузино-осетинский конфликт. Поэтому Эрдоган советует в Баку продолжать эту политику. Между тем именно Баку стал последним пунктом вояжа турецкого премьера в столицы кавказских государств – Москву, Тбилиси, Баку.
Идея создания Союза Сотрудничества и Безопасности на Кавказе была встречена более чем сдержанно. Никто пока не торопится обсуждать идею объединения государств, находящихся между собой в состоянии войны.
Активность Турции вполне объяснима. Турция решила заявить, что имеет право на активное участие в делах региона и намеренна воспользоваться сложившейся ситуацией в этих целях. Кроме Армении, у Турции хорошие отношения со всеми кавказскими государствами, а для Азербайджана и Грузии эта страна является важнейшим стратегическим партнером в регионе. Что же касается Армении, то благодаря своей инициативе у Турции появилась возможность наладить диалог с этой страной.
Турция имеет свои виды на Кавказ и уже в полный голос об этом говорит. Она больше не хочет быть сторонним наблюдателем в регионе, и намерена осуществлять здесь более активную политику. Не следует упускать из виду, что в сентябре в Баку состоится саммит глав тюркоязычных государств, где будут подниматься важные вопросы, включая перспективы политического объединения этих стран. Если Анкара не реализует свои планы, она не сможет играть важную роль в Центральной Азии.
Так что вояж Эрдогана по странам региона есть ни что иное, как попытка показать, что Турция уже сегодня активно присутствует и собирается дальше играть весомую роль в делах кавказского региона. Перед тем как покинуть Баку, Эрдоган вместе с Алиевым провели итоговую пресс-конференцию. Но по выступлениям лидеров стало понятно, что разногласия у них существенные.
Авантюра правительства Саакашвили в Южной Осетии, повлекшая за собой российский ответ, поставила крест на былом статус-кво в этом регионе. Турция приходит к пониманию, что в Евразии начинается более жесткая игра и Анкаре придется вырабатывать новые подходы, в том числе во взаимоотношениях с Россией, которая заявила о себе как о региональном лидере. Совершенно очевидно, что кавказская политика Анкары не вызывала в Москве энтузиазма.
Однако за последние 5-7 лет Россия превратилась в одного из важнейших торговых партнеров Турции, и энергетическое сотрудничество, прежде всего, поставки российского газа по газопроводу «Голубой поток», играет чрезвычайно важную роль в контексте экономических отношений между двумя странами. Кроме того, турецкая дипломатия всегда была склонна находить компромиссы и учитывать российские стратегические интересы на Кавказе.
Турция сейчас ищет влиятельного союзника на Кавказе, чтобы на его плечах стать региональным лидером.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.