Их выселили из Грузии в ноябре 1944 года, но во времена перестройки реабилитировали. Они рассеяны по всему бывшему СССР и даже по США. Руководство Грузии, игнорируя свои обязательства перед Советом Европы, приняла драконовский закон об их возвращении. Турки-месхетинцы до сих пор не обрели родины.
Спустя более чем 60 лет после своего выселения в Среднюю Азию турки-месхетинцы не обрели родины. Они были выселены в Среднюю Азию примыкающих к границе с Турцией районов Грузии в ноябре 1944 года. Надзор над ними продолжался до апреля 1956 года. В мае 1968 года всем туркам, выходцам из Грузии, было разрешено проживать на всей территории СССР, но не разрешалось возвращаться на родину. И только в 1974 году им разрешили вернуться на родину.
Несмотря на это решение, осталось одно большое «НО». До сих пор турки-месхетинцы не смогли вернуться в родные дома. В советские времена грузинская номенклатура сделала все, чтобы этого не произошло, так как в домах выгнанных турок уже давно жили христиане армяне. Месхетинцы же не соглашали ни менять веру, ни брать грузинские фамилии, как этого хотелось грузинским властям.
Обретя независимость, Грузия, решив вступить в Совет Европы, взяла на себя обязательство вернуть репатриантов на свою землю. В это же время часть месхетинцевв в результате невнятной миграционной политики конца 80-х – начале 90-х гг. переселилась в Краснодарский край, где стоит разве что спичку поднести, чтобы вспыхнул межэтнический конфликт. В результате неправительственным организациям удалось добиться осуществления программы переселения в США месхетинцев, проживавших в Краснодарском крае.
Точной статистики относительно проживания и переселения месхетинцев на данный момент предоставить никто не может. По данным Европейского центра по вопросам меньшинств, в настоящее время число депортированных и их потомков составляет до 400 тысяч человек. Считается, что большинство из них живет в Казахстане, от 60 до 80 тыс. - в Азербайджане, 35-50 тыс. - в Турции, 15 тыс. - на Украине. Около 12,5 тыс. в США, куда они эмигрировали из Краснодарского края, остальные - в других регионах России, в Киргизии, Узбекистане.
В Грузии на данный момент проживает около тысячи репатриантов. Судьба остальных столь же туманна, как 60 лет назад. Так почему же Грузия не спешит выполнить свои обязательства, данные европейскому сообществу, даже несмотря на то, что, как признают эксперты, вернуться в Грузию с более экономически стабильных США, России и Азербайджана, при лучшем раскладе захотят немногие депортированные?
Дело в том, что противников возвращения репатриантов в Грузию - хоть отбавляй: от националистов до крестьян, вскапывающих те самые 6 соток, на которых стояли дома депортированных. Называют бесчисленной количество причин, по которым не следует возвращать месхетинцев. Дескать, по-грузински не говорят, да и вера у них не та - утверждают националисты. Они богаты, привезут кучу долларов и скупят на корню всю Грузию - стращают "экономисты". Они нас из домов повыгоняют, землю отнимут - боятся запуганные ультраправой пропагандой крестьяне.
Между тем 11 июля 2007 года грузинский парламент принял в третьем и окончательном чтении закон "О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузии в 40-х годах ХХ века советскими властями". То есть закон предусматривает возвращение в Грузию депортированных в 1944 г. турок-месхетинцев. Но оптимизма от этого не прибавилось ни у репатриантов, ни у правозащитников.
Какова вероятность того, что репатрианты, которым на данный момент, минимум лет 75-80 смогут сдать тест на знание грузинского языка и истории, да и вряд ли вдали от родины их потомки занимались изучением грузинского. К тому же по этому закону желающие вернуться должны до 1 января 2009 г. представить документы в посольства Грузии в странах своего нынешнего проживания. Кто не успел, то выходит, опоздал.
"Государство взяло на себя обязательство, что эти люди должны возвратиться, и мы говорим, что начинаем рассматривать их желания. Но мы не возьмем на себя никаких обязательств. Мы сделаем то, что входит в наши интересы. С одной стороны, это будет восстановление исторической справедливости, с другой стороны - это произойдет так, чтобы ни в коем случае не создалась какая бы то ни было угроза нашим национальным и государственным интересам".
Свое веское слово сказала и оппозиция, выступившая против не только законопроекта, но и против процесса возвращения в Грузию месхетинцев. "Они заявили, что власти страны не могут решить проблемы собственных граждан, в частности, беженцев из Абхазии и Южной Осетии, и при этом еще собираются принимать репатриантов", - считает оппозиция. Кроме того, оппозиционеры отметили, что возвращение турок в населенную армянами область Самцхе-Джавахети (территория исторической Месхетии) может спровоцировать в регионе межнациональный конфликт.
По существу единственное, что дает месхетинцам этот закон, это возможность решать самим - возвращаться или нет. Он не дает им никаких гарантий. Первоначальная версия законопроекта предполагала, что государство возьмет на себя обязательства по приему и расселению репатриантов. В нынешней версии этого нет.
Пока же можно точно сказать, что очень немногие захотят вернуться в Грузию, которая с таким неистовством все последние 15 лет решает свои внутриполитические проблемы, что уж точно сейчас не до репатриантов. Да и мало кого в коридорах власти временных родин месхетинцев, волею судеб оказавшихся неродными и в Грузии, и в России, и Азербайджане, и в Казахстане, волнует, что турки-месхетинцы опять остались без родины.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.