Польская Гдыня передала символ мировой столицы подводников американскому Сан-Диего… Прошедший май ознаменовался торжествами по случаю очередного – 45-го всемирного конгресса ветеранов-подводников. 327 участников из 21 страны получили возможность не только тесно пообщаться друг с другом, но и приобщиться к польской морской культуре. Ничего что у ряда представленных подводных держав субмарин нет и в помине, зато ветераны, как всегда, держатся молодцом.
Они-то действительно прошли все трудности службы на “потаенных судах”. Старые друзья, бывшие противники, все перемешалось в этом горниле подводного братства, где чины, звезды и личные заслуги перед отдельно взятой страной уходят на второй план. Как известно, герои глубин всегда и везде в почете!
Поляки с гордостью продемонстрировали участникам действа Военно-морскую академию имени Героев Вестерплатте (до недавнего времени военно-морское училище), приятно поразив отличной строевой выучкой почетного караула и прекрасной оснащенностью учебных кабинетов. Приятно, что программное обеспечение навигационных тренажеров поставляется из Санкт-Петербурга, несмотря на полную интеграцию в НАТО, избавившую поляков от последних тревог не только в отношении России, недоверие к которой угадывается в изобилии “Катынских крестов” в польских годах, но и к западному соседу – Германии – давнему члену Альянса, с трудом позабывшей, за счет кого Польша почти вдвое увеличила свою территорию после Второй мировой.
Делегации России и Украины, как и на предыдущем конгрессе в Шербуре, оказались самыми многочисленными, что вполне объяснимо, учитывая количество советских подлодок, построенных в ходе “холодной войны”. Однако, как и прежде, многие недоумевали по поводу самостийных “фракций” в делегации Украины. Продолжает дистанцироваться от всеукраинской киевской ассоциации город Одесса, что всего лишь отражает происходящее в братской стране. Кстати, в самой Украине самыми популярными остаются вопросы, а значит и анекдоты на темы – Вступать ли в НАТО? и Проживет ли страна без газа?
К чести всеукраинской ассоциации стоит отметить ставшую традиционной активность исторической группы, возглавляемой известными историками, а в прошлом капитанами 1 ранга Сергеем Смолянниковым и Виктором Михайловым. К нынешнему конгрессу они выпустили две книги, посвященные польским морякам и полярным исследователям. Презентация книг состоялась на борту корабля-музея легендарного эсминца Второй мировой “Блискавица”.
Российскую делегацию возглавил председатель Петербургского объединенного совета ветеранов-подводников бывший командир легендарной полярнинской эскадры контр-адмирал Лев Чернавин. Наиболее представительной оказалась питерская группа Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников во главе с контр-адмиралом Владимиром Монастыршиным.
Гдыня – сравнительно молодой город. Ему всего-то от роду чуть больше 80 лет. Своим появлением он обязан восстановлению государственной независимости Польши в результате распада Российской империи. На обретенном клочке побережья длиной в 42 мили не оказалось ни одного порта заслуживающего серьезного внимания. Его предстояло построить, что и было сделано к началу Второй мировой войны. Что до корабельного состава, то поначалу поляки попытались решить этот вопрос за счет Советской России. На переговорах в Риге 1921 г. Польша потребовала у РСФСР ни много, ни мало 2 линкора типа “Гангут”, 10 эсминцев типа “Новик”, 5 подлодок, 10 тральщиков и т.п., но, как известно, вопрос был успешно “спущен на тормозах”, и Польский флот рос за счет приобретений кораблей за рубежом, в постоянной борьбе с амбициями местных флотоводцев, убежденных, что без линкоров и тяжелых крейсеров не бывать Великой Польше “от моря до моря”.
Так или иначе, ВМС Польши подошли ко Второй Мировой, имея в своем составе один минный заградитель, 4 эсминца, 5 подводных лодок, 6 тральщиков, один торпедный катер и несколько вспомогательных судов. Быстротечность Польской кампании не позволила польскому флоту проявить себя. Часть кораблей была потоплена, часть – была вынуждена интернироваться в шведских портах и провести там всю войну. Зато польские моряки, воевавшие на прорвавшихся в порты Великобритании эсминцах и подлодках, равно как и на полученных от союзников кораблях, делали это вполне героически, вписав немало славных страниц в историю своего флота. Они были отмечены как при защите арктических союзных конвоев, так и в боевых действиях на Средиземном море, а также в ходе высадки союзников в Нормандии.
Имена эсминцев “Блискавица” (Молния) и “Буржа” (Буря) известны не только специалистам военно-морской истории, поэтому недаром, вернувшись после войны на родину, оба стали кораблями-музеями. Поляки продемонстрировали трепетное отношение к флотским традициям, заставив россиян в очередной раз отметить явный дефицит подобного внимания к флотским святыням на нашей Родине. Не говоря уже о навсегда утраченных героических кораблях прошлого, можно в очередной раз посетовать, что первенец отечественного атомного подводного кораблестроения “К-3” “Ленинский комсомолец” продолжает томиться в отстойнике на Северном флоте, хотя проект его превращения в национальный музей существует уже более полутора десятка лет.
Известно, что культура покоится на традициях. Морская – на морских. Наследник боевой славы подводной лодки “Орел” - героя Второй мировой - современная подлодка проекта 877 ЭКМ построена в СССР в 1985 году. Это – единственный подводный корабль российского производства в составе ВМС. По плану интеграции в НАТО Польша получила четыре подводных лодки типа “Коббен” германской постройки начала 60-х прошлого столетия, прослуживших в составе ВМС Норвегии без малого 40 лет. Справедливости ради стоит сказать, что корабли эти по-прежнему весьма “зубасты”. Несмотря на малое водоизмещение (500 т) они несут 8 носовых торпедных аппаратов, прошли ряд модернизаций и содержаться в прекрасном состоянии.
Увы, как содержится нынешний “Орел”, мы оценить не смогли, поскольку в отсеки бывшей “Б-806”, построенной на заводе “Красное Сормово” (г. Горький), нас не пустили…
Церемония опускания венка в память подводников, навсегда оставшихся в океанских пучинах, стала кульминацией конгресса. Оставив Гдыню, кильватерная колонна вспомогательных кораблей польских ВМС с “конгрессистами” на борту торжественно проследовала вдоль борта подлодки “Сокол” (тип “Коббен”), с которого венок был бережно предан свинцовым волнам Балтики. Затем подлодка совершила ряд эволюций, а
корабли перешли в Гданьск, где участники конгресса ознакомились с мемориалом Героям Вестерплатте, первыми встретившими удары Второй мировой сентябрьским утром 1939 года. Экскурсия по старинному ганзейскому городу, полностью разрушенному и тщательно восстановленному, увенчалась встречей с Лехом Валенсой – легендарным диссидентом – лидером профсоюза “Солидарность”, а впоследствии президентом Польши. Любительский характер перевода превратил знакомство со знаменитым возмутителем спокойствия в “Социалистическом лагере” в сумбурную встречу, из которой, однако, следовало, что господин Валенса вернулся к амплуа оппозиционера и нынешнему правительству далеко не симпатизирует…
И, наконец, традиционная экуменическая месса, на сей раз в Гданьском костёле Святой Троицы. Убеленные сединами грозные “корсары глубин” в сопровождении боевых подруг внемлют звукам чудесного органа – одного из крупнейших в Европе, а затем “слову божию” из уст бывшего главного капеллана Войска Польского. Тот по-военному краток. Славится мужество моряков и воздается дань памяти подводникам, сложившим головы во имя идеалов своих стран. Несомненно одно, то, что мир избежал ядерной катастрофы, заслуга - общая.
Еще короче выступления представителей национальных делегаций в сопровождении рослых польских матросов с соответствующими флагами. От выступления в костёле воздержались главы делегаций Турции, Израиля и почему-то, России. Зато в завершение церемонии глава одесской делегации бывший тихоокеанский флагмех В.Лившиц привычно одарил католический храм православной иконой…
И вот наступает прощальный вечер - 17 мая. Президент польской ассоциации ветеранов-подводников командор-поручник Эдвард Олевински торжественно передает главе национальной делегации США переходящий символ – золоченую колонну, увенчанную субмариной. Следующий конгресс состоится в сентябре 2009-го в тихоокеанской базе ВМС США Сан-Диего, чтобы затем, вновь перенесясь через океан, обосноваться на “земле обетованной” в израильской Хайфе. Но прежде чем расстаться предприимчивые одесситы одарили всех участников конгресса георгиевскими бантами в честь очередной годовщины Великой Победы, а глава германской делегации даже удостоился чести быть награжденным юбилейной медалью – “60 лет Победы над фашизмом”, которую не снимал целый вечер…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.