Запад реализует для Сербии простой план – разбомбить, расчленить, расколоть изнутри. Возможно, президент Борис Тадич и готов отдать Косово в обмен на членство в ЕС, как того хочет Брюссель. Но сербская история учит, что такие политики очень быстро получают пулю в лоб. Запад может шантажировать Сербию ещё двумя сепаратистскими регионами, но это приведет Балканы к новой войне, которая может отнюдь не ограничиться этим регионом.
Незадолго до парламентских выборов в Сербии ЕС неожиданно дал зеленый свет сближению Белграда и Брюсселя. Министры иностранных дел 27 стран ЕС подписали в Люксембурге Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА), которое является первым шагом на пути к членству в ЕС. Эта мера должна укрепить позиции проевропейских сил в Белграде – однако вместо этого она привела к эскалации внутриполитической конфронтации.
Президент Борис Тадич немедленно отправился в Люксембург на переговоры, а соглашение подписал его соратник по партии вице-премьер Божидар Джелич. Однако премьер-министр Воислав Коштуница назвал договоренности с ЕС "противоречащими конституции" и направленными против сербского государства. Подписанное соглашение было названо "услугой Иуды".
Читайте: Кто покрывал торговлю органами убитых в Косово сербов?
Сильные как никогда националисты восприняли соглашение как признание президентом Сербии независимости Косово, что и стало поводом для столкновения с Борисом Тадичем. "Мы никогда и никому не позволим подписываться от имени Сербии под независимостью Косово, – пообещал он, – и поэтому сегодняшнее соглашение ничего не стоит».
Разгорающийся конфликт грозит захлестнуть Балканы. Пока Сербия сделала лишь символический шаг к вступлению в ЕС. Это можно воспринять как попытку поддержать сторонников евроинтеграции незадолго до выборов. Сейчас национально ориентированные силы выступают единым антизападным фронтом. Вместо дальнейшего сближения с ЕС они добиваются подписания соглашения о партнерстве с Россией. Они думают даже над импичментом прозападному президенту Тадичу.
Однако ЕС и «западники» в Сербии назвали соглашение важным политическим шагом. "Мы уверены, что вышли на необратимую дорогу к членству в ЕС, – заявил Вук Еремич, министр иностранных дел Сербии. – Безусловно, это не пустое заявление, а важный политический шаг". Выборы 11 мая, по его словам, станут референдумом по вступлению страны в Евросоюз.
Читайте: Албанский "ящик Пандоры" готов взорвать Македонию .
Сербия уже привыкла к "историческим" выборам. Такими были февральские президентские выборы, которые выиграл прозападный политик Борис Тадич. Еще более "историческими" будут парламентские выборы 11 мая. Однако на этот раз, согласно опросам, фаворитами являются члены националистической Радикальной партии, чьим фактическим лидером является самый известный из нынешних узников Гаагского трибунала – Воислав Шешель.
ССА, уже подписанный большинством соседей Сербии, является первым шагом к вступлению. Но, приняв решение о подписании этого договора в самый разгар предвыборной лихорадки, ЕС откровенно вмешался в сербскую политику. Самое интересное, что Евросоюз, подписав договор с Сербией, не взял на себя никаких фактических обязательств. Полноценное применение документа, как было подчеркнуто вчера в Люксембурге, будет возможно лишь после того, как официальный Белград закончит сотрудничество с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии ,выдав туда остающихся на свободе подозреваемых и фактически признает незаконную независимость Косова.
На последнем особенно настаивал комиссар ЕС по вопросам расширения финн Олли Рен. По его словам, именно «нормализация отношений с Приштиной» и станет главным экзаменом для сербов на пути вступления в Евросоюз. Применение документа, таким образом, возможно лишь после того, как Совет министров ЕС согласится с тем, что официальный Белград выполнил все поставленные перед ним условия , что в обозримом будущем не будет выполнено.
Сербские власти либо не могут, либо не хотят выдавать в Гаагу героев последних балканских войн. Признавать албанскую администрацию провинции Косово никто из них также не собирается. Для некоторых, как для президента Тадича и его союзников, это невозможно по конъюнктурным соображениям, для их политических соперников – в силу убеждений и желания сохранить территориальную целостность страны.
Таким образом, «исторический момент для ЕС и Сербии» превращается в малозначимый спектакль, призванный добавить голосов теряющей популярность прозападной коалиции президента Тадича. Фактически ни о каких немедленных преференциях для Сербии речи не идет – Брюссель просто освежил морковку, уже семь лет висящую перед населением страны. И главная опасность документа кроется в поляризации взглядов как внутри сербской политической элиты, так и в самом обществе.
В то же время следует отметить, что признание Косово в обмен на членство в ЕС может оказаться для сербского руководства в прямом смысле смерти подобным. Стоит напомнить, что едва ли не каждый второй сербский князь, король или премьер-министр умер не своей смертью. Последним из таких убитых оказался в 2003 году прозападный премьер Зоран Джинджич – именно его соратником был и президент Тадич. Джинджич был готов разделить Косово, и поплатился за это жизнью прямо на ступенях здания парламента. Вряд ли нынешний глава государства об этом забыл.
Стоит также напомнить, что на носу у Сербии знаменательный день 28 июня – годовщина битвы на Косовом поле 1389 года и убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда 1914 года, после которого началась Первая мировая война. Помнят об этом и в ЕС. И догадываются, что именно в этот день может объявить о выходе из состава Боснии и Герцеговины Республика Сербская. И сербский народ просто может не позволить своему руководству не признать её независимости – ссылаясь на пресловутый косовский прецедент.
Впрочем, у Сербии есть ещё две болевые точки. Во-первых, это граничащий с Косово и Черногорией Санджак, где половину населения составляют мусульмане. Во-вторых, это Воеводина, где местные венгры также пытаются заявить о самоопределении. Запад может сделать попытку шантажа Сербии взрывом на этих территориях, но тогда он сам распишется в том, что Косово – это не «уникальный случай». И в этом случае предвыборная кампания в Сербии станет прологом к событиям, последствия которых даже страшно предсказать.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.